Внучка приехала!

– Выбирай: или я, или она! – сердито прокричал сын, стукнув при этом ребром ладони о стол.
Валентина Васильевна, не вздрогнув и не всплакнув, а лишь приложив руку поближе к сердцу, произнесла тихо, но твёрдо:
– Вот здесь вы у меня… И ты, и она. Так что нет у меня выбора.
Ещё один стук, но уже дверью. Тогда впервые Олег ушёл от Валентины Васильевны, не попрощавшись и не поцеловав.
А ведь была не ко двору
– Правильно Олежка сделал, что ультиматум тебе выдвинул: или он, или его бывшая жена Светка. Кто тебе дороже? – вот так «утешила» Валентину её ближайшая приятельница Ирина. – Вспомни, как ты возражала против женитьбы своего единственного сына на этой деревенщине…
– Не смей её так называть, – оборвала Валентина. – Светлана – бывшая жена моего сына, а значит, и моя бывшая сноха. Но матерью моей внучки была и останется.
Приятельница, обидевшись, ушла. А Валентина Васильевна стала думать: правильно ли поступила, оставив в своей квартире после развода бывшую сноху Светлану и трёхлетнюю внучку Сонечку. Сейчас они уехали в деревню к матери Светланы. Пусть погостят на выходных. Какая-никакая, а тоже ведь бабушка. Всего несколько раз видела Валентина Васильевна свою сватью (сейчас уже тоже бывшую). Но и этих немногочисленных встреч было достаточно, чтобы понять: Светлана – из неблагополучной семьи. Мать и отчим, как говорится, не просыхали. Сбежала от них Светлана в город. Поступила в техникум, жила в общежитии на койко-месте. Правда, ещё персональная тумбочка у нее была.
А Олег в то время был уже на пятом курсе университета. Успешно сдав зимнюю сессию, решил съездить к своему отцу. Валентина Александровна не возражала. Это ведь её разлюбил Олежкин отец. А сына-то не разлюбил, помогал и продолжает помогать.
И вот надо же было такому случиться, что в тот день поехала в свою деревню и Светлана. Очередь в кассе за билетами была длиннющая. А Светлана, которую Олег ещё и не знал совсем, стояла близко к заветному окошку.
– О, привет, сестрёнка! – радостно вскрикнул Олег. – Хорошо, что я успел! – и, к удивлению девушки и возмущению очередников, встал впереди.
Уже после того, как билет был куплен, он сказал незнакомке спасибо, что она так естественно сыграла роль сестры.
– Хорошо ещё, что не жены, – улыбнулась Светлана.
Её автобус отправлялся первым.
– Давай хоть познакомимся на прощание, – предложил он. – Я Олег.
– А я Светлана.
И поскольку мобильных телефонов тогда ещё не было, то обменялись другими номерами: его домашнего телефона и её комнаты в общежитии. Так, на всякий случай. А вдруг?
И это «вдруг» случилось. Олегу вновь захотелось увидеть «сестрёнку». Он нашёл её сидящей на кровати рядом с тумбочкой. Других студенток в комнате не было. Разъехались на выходной по домам. А Светлана призналась, что дома ей не очень-то рады. И лучше ей здесь. Олегу стало жаль девушку. Пригласил её к себе домой.
– Вот увидишь, как моя мама будет рада такой симпатичной гостье.
Но Валентина Васильевна, увидев на пороге молоденькую и скромно одетую девушку, лишь без улыбки произнесла: «Здравствуйте!».
Уже потом она вспомнит слова из песни: «Помнишь, мама моя, как девчонку чужую я привёл к тебе в дом, но тебя не спросив…». Заплачет, а потом позвонит приятельнице Ирине:
– У меня плохая новость: Олежка не в ту влюбился.
Бесприданница
В загс молодые пошли уже после того, как Олег получил диплом. Невеста доучивалась в своём техникуме. Свадьбы с размахом не было. Хотя на неё-то и рассчитывали даже не сама Светлана, а ее мать с отчимом.
– Мы с соседями договорились, чтобы за домом присмотрели дня два-три, пока мы тут гуляем, – призналась сватья Валентины.
Но всё ограничилось чисто семейным застольем. С отцом Олега. И на этот раз он оказался порядочным. Подарил молодожёнам деньги, сказав:
– Это вам на первое время. Будет трудно – обращайтесь.
Со стороны невесты подарков не было. Однако мать тоже взяла слово:
– Наша дочка хоть и не ходит в золоте, зато сама золотая.
И, засмеявшись, опустошила очередной бокал.
…Уже через несколько дней после регистрации брака Светлана спросила свекровь:
– Можно я буду называть вас мамой?
Хотела Валентина ответить, что у неё, Светланы, есть своя, родная мама, но неожиданно для себя кивнула, что означало: «Можно».
– Будь я на твоём месте, то отправила бы эту дочку… в её деревню, – вот так отреагировала на «маму» приятельница Ирина.
– Ты не на моём месте, – отпарировала Валентина. – И вообще, завидуй мне молча.
– Я завидую?! Кому? Чему? – изобразила удивление одинокая Ирина.
– А тому, что у меня был только сын, а теперь есть и дочка. И скоро я стану бабушкой.
– Ничего себе, – удивилась тогда приятельница. – Тебе бы ещё самой замуж выходить, а тебя в бабушки записывают…
…Да, с рождением внучки Сонечки забот у Валентины прибавилось. Но были и очень приятные моменты. Гуляя с внучкой, слышала в свой адрес:
– А как вашу дочку зовут?
– Ой, как малышка на вас, то есть на маму похожа.
Валентина лишь улыбалась в ответ.
Но дома было не до улыбок. После рождения ребёнка Олег и Света стали чаще ссориться. Вернее, чаще был недоволен Олег. А Валентина старалась не быть третьей лишней.
Но тут ещё новая беда: в деревне сгорел родительский дом Светланы. На пожаре погибли мать и отчим. Видно, так и не проснулись после очередной попойки. Наследство Светлане, конечно, не оставили. Были только долги матери и отчима. Однако сердобольные соседи не стали предъявлять их Светлане. Люди жалели её. И обрадовались, узнав, что Светлана удачно вышла замуж. Никто же не знал, что Олег становится всё холоднее. И чем чаще он не приходил домой, тем добрее была Валентина к своей снохе.
Валентина и Валечка
Развод Олега и Светланы Валентина Васильевна перенесла ещё тяжелее, чем когда-то свой развод с мужем, отцом своего единственного сына. Тогда она не смогла простить измены, да и вообще была молодой и гордой. Светлана же всё готова была простить Олегу, даже зная, что у него появилась другая. Ради Сонечки. Но Олег предпочёл «сестрёнке» более выгодную партию. Тогда-то и заявила Валентина сыну, что Светлана с Сонечкой останутся жить в квартире. А он, Олег, пусть уходит.
И ведь он действительно ушёл. Кто-то осуждал Валентину за её благородство по отношению к бывшей снохе, а кто-то удивлялся. Светлана по-прежнему называла свекровь мамой. Но вот однажды сноха пришла домой не одна. Смущаясь, представила гостя:
– Мама, это мой друг Максим.
Потом, всё так же смущаясь, поделилась секретом:
– Максим меня замуж зовёт. Что скажешь? Понравился он тебе, мама?
Валентина тогда ничего не сказала: заплакала от горьких мыслей, что останется одна. Олег-то уже не заглядывает. Звонит только иногда. Про Сонечку и не спрашивает. Как будто с ней, дочкой, без вины виноватой, тоже был развод. Алименты, правда, выплачивал исправно. И сверх алиментов была материальная надбавка. В общем, не бедствовали.
Беда другая: разлука Валентины с внучкой.
– Мамочка, мы же не за тридевять земель живём, – утешала Светлана. – Мы к тебе в гости приезжать будем, а ты – к нам.
Так и было. В новой семье Светланы Валентина Васильевна появлялась чаще, чем в новой семье сына. У Олега действительно второй брак оказался не бракованным, как со Светланой. Жена – умница, красавица, дом – полная чаша, а главное, что вторая жена родила Олегу сына – Сашеньку. Конечно, Валентина любила и его, но по Сонечке очень-очень скучала.
Светлана выполнила своё обещание. И сама навещала свекровь с Соней. И одну дочку отпускала к бабушке на все каникулы. Вначале школьные, а потом и студенческие. Настанет день, когда и Соня приедет к Валентине Васильевне не одна, а с симпатичным парнем. Радовалась бабушка, что повезло внучке. Парень оказался надёжным, заботливым, а ещё из хорошей семьи. Приняли Софью как родную. И она сразу познакомила свою маму Светлану, бабушку Валентину и отчима с новыми родственниками. А отец Олег отказался быть на свадьбе дочки от своего первого и, как он говорит, неудавшегося брака. Отделался денежным подарком.
Конечно, живя в другом городе, Соня уже не могла так часто навещать Валентину Васильевну. Зато звонила часто. А уж когда приезжала, то для бабушки это был настоящий праздник. Радостным, до слёз, стало известие о рождении правнука. И еще то, что назвала Соня своего сына Валечкой.
– В честь тебя, бабушка! – сказала Валентине внучка.
С какой бы радостью Валентина водилась с правнуком! Но быть лишней в семье Сони ей не хотелось. Так что довольствовалась приездами внучки. Вот и на этот раз Соня приехала в гости вместе с Валечкой. Ему уже исполнилось три года.
– Ах, какой у вас хорошенький внучок! – нередко слышала Валентина Васильевна, гуляя с малышом.
Она не уточняла, что это не внук, а правнук. Как когда-то не уточняла, что Сонечка – не её дочка, а внучка.
Да, быстро пролетели годы. Но ведь все они были прожиты не в одиночестве. Это главное. Вот и постаревшая приятельница Ирина, так и оставшаяся одинокой, всплакнула, прижав к себе чужого Валечку. Ирина Леонидовна уже не отрицала, что завидует Валентине Васильевне…
Галина, я с детства люблю читать Ваши статьи! Спасибо за Ваше творчество!