Правосудие от народа

В Кузбассе, как и по всей России, полным ходом идет подготовка к расширению применения судов присяжных.
В штатном режиме
С 1 июня 2018 года уголовные дела о наиболее тяжких преступлениях против личности, отнесенные к подсудности районных (городских) судов, профессиональные судьи смогут рассматривать вместе с коллегией присяжных заседателей. Но только в том случае, если лица, обвиняемые, например, в убийстве или в умышленном причинении тяжкого вреда здоровью, повлекшем по неосторожности смерть потерпевшего, сами будут ходатайствовать о подобном порядке рассмотрения дела.
Новшество затронет 42 суда, действующих в городах и районах Кузбасса. Сейчас там готовят к работе особые совещательные комнаты, где присяжные в автономном режиме (т.е. изолированно от судей) будут решать, виновен подсудимый или нет. В муниципалитетах территорий полным ходом идет формирование списков потенциальных заседателей. А Кемеровский областной суд еще в марте начал обучение судей, которым предстоит работать в совершенно новых условиях.
Цикл занятий продлится до мая 2018 года, к настоящему времени их прошли уже более ста представителей судейского сообщества из трехсот семидесяти двух, работающих в городах и районах области. Наряду с лекциями занятия включают тренинги: здесь моделируются различные непростые ситуации, которые могут возникнуть во время процесса и которые председательствующий в суде присяжных обязан уметь разрешать.
«Ликбез» для самих присяжных более краткий: когда коллегия заседателей будет сформирована, судья просто разъяснит им их обязанности и права.
Кто может стать присяжным?
Теоретически в список присяжных заседателей может быть включен любой житель Кузбасса старше 25 лет. При условии, что он не имеет непогашенной или неснятой судимости, не состоит на учете в наркологическом или психиатрическом диспансере, владеет русским языком и не имеет физических или психических недостатков, которые могут препятствовать его участию в процессе (например, не является глухонемым).
Гражданин имеет право отказаться от весьма ответственной миссии судить другого гражданина, если у него имеются уважительные причины. Это может быть преклонный возраст, религиозные убеждения, проблемы со здоровьем, семейные проблемы и прочее.
Закон позволяет обязать к участию в коллегии присяжных «уклонистов», формально уважительных причин не имеющих. За отказ от исполнения гражданского долга их можно даже оштрафовать. Однако на практике никто таким «кнутом» не пользуется. Судьи понимают, что смысла в принуждении нет, рано или поздно такой присяжный все равно перестанет являться на процесс и его придется заменять другим.
Присяжный заседатель – не профессия: нельзя сформировать одну коллегию присяжных и поручить ей рассмотрение всех уголовных дел. В каждом новом случае членов коллегии будут набирать заново. Но это и не общественная нагрузка: за дни, проведенные на процессе, заседателям полагается определенное вознаграждение, своего рода «зарплата».
Явление не массового порядка
Напомним: региональные суды РФ (краевые и областные) рассматривают дела с участием присяжных заседателей с 2003 года. Когда институт присяжных только «реанимировали» (а он существовал и во времена Российской империи), с их участием могли рассматриваться любые дела, относящиеся к подсудности регионального суда. Потом из этого круга вывели дела о терактах, о шпионаже, о массовых беспорядках и насильственном захвате власти, а также о взяточничестве, изнасиловании, захвате заложников и т.д.
Сейчас с участием коллегии присяжных заседателей в Кемеровском областном суде в первую очередь рассматриваются дела об умышленных убийствах, совершенных с отягчающими обстоятельствами. А также – дела о бандитизме, о посягательстве на жизнь сотрудников правоохранительных органов и др. Рассматриваются не часто: в 2013 году присяжные заседатели участвовали в десяти процессах, в 2017-м – в двух.
В среднем за последние годы присяжные признавали невиновным каждого четвертого обвиняемого (25%). Для сравнения: в 2016 году в районных судах Кузбасса было рассмотрено 14460 уголовных дел. Профессиональные судьи вынесли оправдательные приговоры лишь в 0,1% случаев.
Но председатель Кемеровского областного суда Алексей Кирюшин считает, что сравнивать эти цифры некорректно:
«Во-первых, потому что примерно 76% уголовных дел районные суды рассматривают в особом порядке, когда подсудимый полностью признал свою вину. В этом случае вынести оправдательный приговор, как правило, невозможно. А во-вторых, роль судей в обычном процессе и в процессе с участием присяжных заседателей различна. В первом случае они сами, единолично или коллегиально, исследуя представленные в суде доказательства, решают, виновен подсудимый или нет. Во втором случае судья выяснением истины не занимается, эту задачу решают присяжные. Председательствующий лишь следит за тем, чтобы судебный процесс проходил в полном соответствии с законом».
Вердикт всему голова
Компетенцию присяжных заседателей закон определяет четко: оценивать только фактические обстоятельства данного уголовного дела. Информацию о личности подсудимого до их сведения доводить запрещено. Маньяк ли он, ранее неоднократно судимый за изнасилование, или многодетный отец и Герой России – эти знания им ни к чему, для них все граждане изначально должны находиться в равных условиях.
Выслушав сторону обвинения и сторону защиты, присяжные должны ответить на четыре вопроса. Доказано ли, что преступление действительно было совершено? Доказано ли, что его совершил человек, находящийся на скамье подсудимых? Виновен ли он? (может, он и убил, но в процессе самозащиты, то есть с обывательской точки зрения был прав.) А если, по их мнению, виновен, заслуживает ли снисхождения?
«Посадить» или «не посадить» кого-либо присяжные не могут. Приговор, как и раньше, выносит профессиональный судья – на основании вердикта присяжных. В отличие от приговора, где всегда указаны мотивы, разъясняющие, почему судья пришел к выводу о виновности или невиновности обвиняемого, присяжные ничего объяснять не должны. Их ответы лаконичны: «да» или «нет».
Состав коллегии всегда четный. В Кемеровском областном суде коллегия присяжных пока что состоит из 12 членов, с 1 июня 2018 года их будет восемь. В районных судах – шесть.
Если присяжные выносят оправдательный вердикт, судья обязан оправдать подсудимого, другие варианты законом не предусмотрены. Даже если он как профессионал понимает, что это – большая ошибка. Если вердикт обвинительный, а судья считает лицо невиновным, он может попытаться оправдать его. Если голоса присяжных разделились поровну, это трактуется в пользу подсудимого, как оправдание.
Если коллегия присяжных признает, что лицо виновно, но заслуживает снисхождения, судья обязан учесть определенные правила Уголовного кодекса, которые ограничат наказание для подсудимого.
Но и при такой теоретической «лояльности» суда присяжных по отношению к подсудимым желающих ходатайствовать о подобной форме рассмотрения дела среди них немного. Ведь если они лаконично и немотивированно признают лицо виновным, оспорить вердикт не получится: законом это запрещено.
Безопасность зависит от каждого
О том, что суды присяжных далеко не всегда работают эффективно, говорится сегодня на самых различных уровнях. Вот и президент РФ Владимир Путин недавно публично признал:
«В некоторых регионах они принимают решения по клановому, этническому признаку».
Коллегия присяжных заседателей Кемеровского областного суда тоже порой удивляет.
Несколько лет назад здесь рассматривалось дело о «разборке» между двумя группировками, в результате которой два человека были убиты выстрелами в грудь. Отвечая на первый вопрос, присяжные заседатели признали, что преступного деяния в данном случае не было вообще. Т.е., по их мнению, людей никто не убивал. Был также случай, когда обвиняемый в убийстве на протяжении всего расследования дела, а потом и в судебном заседании давал подробные показания о том, как именно он готовился к преступлению и как застрелил жертву. Однако присяжные его оправдали, посчитав, что он к данному убийству не причастен.
Но уж если вор должен сидеть в тюрьме, то убийца – тем более. Ведь преступление без наказания порождает ощущение вседозволенности. Зачем же понадобилось еще более расширять полномочия непрофессиональных судов присяжных?
«По мнению законодателей, вовлечение простых граждан в отправление правосудия должно повысить доверие населения к судебной системе в целом, – поясняет председатель Кемеровского областного суда Алексей Кирюшин. – Также это должно способствовать повышению правовой культуры общества и ответственности каждого за свои поступки».
Примерить на себя такую ответственность кузбассовцы смогут уже очень скоро. А это значит, что безопасность нашей жизни будет зависеть от всех нас в гораздо большей степени, чем сегодня.