Помогли Крещенью…
Наши корреспонденты побывали на новой суперсовременной станции очистки воды, текущей из новокузнецкой шахты в реку.
Уже скоро, как это каждый год бывает 18-19 января, наша Земля окажется в такой позиции, что произойдет космический резонанс, думала я по дороге на станцию. Об этом не раз говорили ученые: планета пройдет через особые лучи, и структура воды сменится. Вода станет «крещенской», здоровой – в реках, озёрах, под голубоватой линией льда, в прорубях. Это чудо смены воды на Крещенье – дар нам свыше и… в общем-то, «фильтр». А дальше – после такой обработки – всё снова будет зависеть от нас, людей. От того, постараемся ли мы, сбережем ли воду, а значит, и жизнь…
Мы шагаем к пруду и к очистной станции шахты «Большевик», подброшенные от здания АБК служебным автобусом, туда, где люди постарались.
– В 2017-м угольщики Кузбасса поставили рекорд, – подтверждает, идя впереди, Сергей Высоцкий, начальник областного департамента природных ресурсов и экологии. – Они запустили восемь очистных сооружений! Это – восьмое…
Модуль
Мороз минус пятнадцать – и руки без перчаток мерзнут сразу. А вот пруд слева не замерз. Он дышит, колышется, перекатывается, от воды, постоянно заливающейся в него из трубы, из шахты. Температура воды +2. Пруд с белой чистой снежной каемкой манит… Так, что бродяга-пес, разбежавшись по бетонным плитам со скобами вниз – к воде, встает, всматривается и – бежит наверх, к небольшому легкому зданию-модулю. Обегает очистную станцию, а это как раз она, за ней – спуск к «протоке», что уводит уже прошедшую через новенькую станцию воду из пруда в речку Есаулку… И собачий нос чует чистую воду. Пес пьет здесь, с любопытством встряхиваясь и взглядывая на нас – наверх, где Наталья Любогощева, руководитель службы охраны окружающей среды УК «ЕВРАЗ Междуреченск», показывает станцию.
Вот ведь как было раньше? Пруд-отстойник и всё. Так очищали шахтовые воды везде по стране с советских времен. То есть воды перекачивались по выработкам, откачивались на поверхность, отстаивались, накапливались в прудах – и сбрасывались в речки. И гарантий по качеству воды особых не было.
А как стало? После пруда-отстойника вода на станции теперь проходит три ступени очистки – сорбционную, на ионообменных фильтрах и ультрафиолетовым облучением. «И, пройдя установку, чистая вытекает в водоотводной канал и течет в Есаулку», – поясняет нам Андрей Давыдов, гендиректор УК «ЕВРАЗ Междуреченск». Показатели по марганцу и меди в воде сократились на 95 процентов и более, по железу – на 80, по нефтепродуктам – на 70, по ионам аммония – на 60 с лишним… Пропускает же эта станция («штучная», разработана специально для шахты «Большевик» питерскими учеными, стоит порядка 50 миллионов рублей) 1,75 миллиона кубометров в год. И заберет у воды 85% взвешенных веществ и металлов в год. А это – четырнадцать с половиной тонн осадка.
– А если нужно будет, – перекрикивает шум станции на первом этаже, объясняя, Наталья, – то можно поставить рядом вторую станцию. А понадобится – модуль легко перевезти в другое место…
– А куда денете через год собранные почти 15 тонн? – спрашиваю при подъеме наверх, к фильтрам. И слышу: «Эту клейкую массу будет забирать на утилизацию спецпредприятие».
…Весь обход крошечной станции-автомата занял каких-то полчаса. Гендиректор, подведя к спуску к площадке отбора проб – на выходе воды от станции, подытожил:
«С вводом этой станции все предприятия компании «Сибуглемет» в экологическом плане стали безопасны».
(В 2015-м они ввели на «Междуречье» очистные мощностью 660 кубометров в час, на это ушло больше 200 миллионов рублей; в 2016-м очистные на 550 кубометров в час построили на УК «Южная», потратив тоже примерно 200 миллионов рублей. В декабре ввели вот эту станцию на шахте «Большевик». А на шахте «Антоновской» вообще ничего уже не сбрасывают, вода из выработок идет на технологические нужды шахты и фабрики. И в начале 2018-го закончится техническое перевооружение на фабрике «Междуреченской», она тоже ничего сбрасывать не будет.)
… Кстати, теплый туман от пруда, веселое журчанье воды, после фильтров убегающей в речку, и близкие новогодне-крещенские праздники навеяли мысль: «А можно ли в эту воду… войти на Крещенье?»
– Конечно, – удивляются угольщики, – она же безопасна.
Комментарий специалиста
О «своих» и «чужих»
– Модульная очистная станция шахты «Большевик» – самого перспективного и современного направления. К тому же модульные станции экономят средства, и их легко модернизировать, – пояснила Елена Ушакова, кандидат технических наук из КузГТУ. –Что же касается химтехнологий станции, они не новы, но… Интересно оформление модуля: установки находятся не в помещении, а на улице. Внутри – только подготовка реагентов и ультрафиолетовое облучение, им нужен температурный режим. Фильтрация же на этом модуле вынесена наверх, на улицу. И там с одной стороны – песочек, с другой – ионообменная смола, где идет химреакция и непосредственная очистка воды. Такое устройство станции-модуля выгодно: уменьшаются затраты на создание крыши, вентиляции. И нет вреда для персонала.
– А если шахтеры отроют чужую форму жизни, занесенную на Землю из космоса миллионы лет назад, как в кино, и та поднимется с водой наверх – смогут ли модули с этим справиться? То есть пройдут ли «чужие» через очистку?
– Официальных научных данных об этом нет. Но в принципе ситуация возможна. И все же чужие микроорганизмы, пробыв долго под землей, где другие температуры и другое давление, поднявшись в атмосферу, вряд ли выживут.
– По ним особенно ударит установка с ультрафиолетом?
– Думаю, да.