В подземном «плену»

Спасательная операция на шахте «Есаульской» закончилась победой в пятницу. А вчера, в понедельник, спасенные горняки – Алексей Ильиных, Владислав Халиулин и Эдуард Булычев – приехали на прием к губернатору, чтобы услышать: «Спасибо за мужество!» и получить награды.
И вообще… Спасение трех шахтеров, трех жизней под Новый год, за которых переживал не только Кузбасс, но и вся страна, стало настоящим новогодним чудом. А сделали его обычные люди.
Коротко
Про те полтора драматических и героических дня, про то, как горноспасатели МЧС и товарищи с «Есаульской» пробивались к ребятам, наша газета шаг за шагом сообщала на сайте. Ну, а для читателей напомним хронику прошедших событий.
20 декабря, вечер, 19.10, на новокузнецкой шахте «Есаульской» в тупиковой части вентиляционного штрека произошел обвал. Всю смену подняли наверх. Не досчитались трех горняков с участка №5 – машиниста Алексея Ильиных и проходчиков Владислава Халиулина и Эдуарда Булычева. Вскоре они вышли на связь. За завалом! Живы! Травм нет!
Началась спасательная операция – отделения горноспасателей разбирают завал. Ход спасательных работ координирует областной штаб во главе с Аманом Тулеевым.
Заблокированные завалом слышат, как пробиваются к ним. Но понимают, что может произойти всякое… Ведь неясно, отчего вообще случился обвал.
И вдруг – звонок. В телефонной трубке, висящей на подземной стене, – голос губернатора.
– Как обстановка? – спрашивает Тулеев. – Воздух? Нормальный воздух?
«Звеньевой», 29-летний Лёша тоже краток. Вдруг связь порвется… Они отрезаны от мира, над ними – земная толща под 90 метров. И им достался фрагмент «тоннеля» длиной под сто метров. И воздуха в «помещении» пока много.
– Газ в норме, ноль четырнадцать. (Это Алексей про содержание метана в воздухе, а максимально-опасная для людей цифра – два процента. – Ред.) Кислород – двадцать и девять. (А должно быть не меньше двадцати, в общем, пока неплохо. – Ред.) Час как держится…
Губернатор, выслушав, объясняет, что спасатели идут со стороны завала и что есть еще вариант… Трубка замолкает. Ребята сидят, молчат. Надежда стала крепче. Да, Кузбасс своих в беде не бросает.
21 декабря. Уже пробурены к «запертым» горнякам три скважины. Не через завал, а с другой стороны, с тупика. Там – «целик», нетронутый уголь. Длина его – 13 метров. Скважины горизонтальны, диаметр каждой 25 см. Пробурили их через «целик», чтобы пустить к Леше, Владу и Эдику дополнительный воздух. Через эти же скважины им протолкнули бутылки с водой, сухпайки, одеяла.
22 декабря, 5.20 утра. Горняки спасены! Они вышли через пробитый к ним ход через тот же «целик». Спасоперация, которая шла больше 34 часов (в ней участвовало, по данным пресс-службы ГУ МЧС по Кемеровской области, больше ста человек), закончена.
«Быстрее! Быстрее!»
Вчера, на встрече с Аманом Тулеевым, Алексей, Владислав и Эдуард рассказали подробности, как они ждали там, под землей…
– Температура сначала была +14. А после обвала стало холодно, +5. Чтобы согреться, кидали по очереди уголь лопатой, – говорит Лёша.
– Когда было страшно? В начале, когда поняли, что это обвал? Или в конце, когда пробирался по пробитому к нам ходу? Он 13 метров в длину, в высоту – 1,5, в ширину – 1,5, но где-то он уже, где-то пониже, – смущенно улыбается самый высокий – Эдик. – На последних шагах, наверное. Лезу. И вот уже вижу свет. Руки, протянутые ко мне. Крики: «Быстрее! Быстрее!» И вот меня уже схватили, выдернули… Я вышел последним!
Губернатор на встрече с горняками, вспоминая свой телефонный звонок в шахту, признался, что именно тот разговор снял градус волнения у всех, кто был на поверхности, переживал, готовил план спасательной операции.
– Ребята не поддались панике, четко, спокойно и профессионально доложили обстановку, тем самым дали и нам возможность сосредоточиться и выбрать наиболее удачный вариант спасательной операции, – отметил губернатор.
Алексею Ильиных, Эдуарду Булычеву и Владиславу Халиулину он вручил медали «За честь и мужество». А жене Леши Анастасии и жене Влада Алёне – медали «За веру и добро». И сказал, что все горноспасатели будут также отмечены областными наградами.
– А это первое в жизни ЧП, в которое вы попадали? – прощаясь, спросили мы, журналисты, после церемонии награждения Лёшу, Влада и Эдика.
– И последнее! – не сговариваясь, хором ответили парни, победившие смерть.
И, позируя нашему фотокору, встали, обнявшись. Их глаза еще не привыкли к яркому свету. От пережитого под землей их все еще немного потряхивает. И они стоят еще так привычно, «стенкой», словно до сих пор держат удар…