Ступенька с неба
В архив чудес, официально запротоколированных и исследованных специалистами, эти невероятные факты еще не вошли. Они стали известны церкви всего полмесяца назад. И оказались с закономерно ожидаемым продолжением…
Служили три товарища…
Днем в резном деревянном православном доме-храме на пригорке, на снежной окраине Новокузнецка (в церкви Иоанна-воина) два вошедших крепких молодых мужчины встали вдруг – и ни шагу. Остановил их не свет, слабыми зимними полосами падающий из узких окошек. Не чей-то оклик. Не охватившее вдруг предчувствие…
Всё дело в том, что один из них ясно увидел… худого старика с ореолом, с сиянием над головой, с узким лицом, седой бородой и пронзающим, жалеющим, добрым взглядом, в длинном облачении темно-вишневого цвета и болотного цвета накидке на плечах.
– Сергей мне сказал: «Батюшка Серафим Вырицкий здесь…» (А он умер в 1949-м. – Ред.). Я головой сколь ни вертел, но никого, как ни хотел, не увидел. Явление знаменитого русского святого было только Сергею. Оно предназначалось, значит, только ему. А как он понял, что это Серафим? Там, на входе, его маленькая икона, такая необычная, вязаная, есть. И святой преподобный Серафим с нею рядом встал. Одет по-другому, не как на иконке. Выражение лица другое, не ровное рассудительное, а больше сострадательное. Ростом с нас. Так что как его было не узнать?! И Сергею я верю, мы дружим очень давно. И знаю: ему дано видеть то, что другие не могут. Это началось у него еще в шесть лет, тогда душа вышла из тела и вернулась, перепугав, он позже узнал: такие способности, как у него, вообще-то у людей иногда бывают, и они страдания, потерю жизненных сил вызывают, – рассказывает 32-летний Владимир.
Тогда, год назад два друга и приехали в Новокузнецк из Новосибирска как раз за помощью болеющему Сергею, узнав об «отчитках», проводимых здесь. О духовной помощи-поддержке от болезней.
– А вечером, в отеле, Сергей мне дальше сказал, что встреча со святым Серафимом не выходит из головы. Меня осенило: «Давай посмотрим, нет ли в этом городе храма его имени?» «Набили» в интернете – есть! На улице Бугарева, в православном сестричестве, – продолжает рассказ Владимир. – Наутро приехали туда. Только вошли – Сергей снова: «Батюшка Серафим – вот же он, помогает в работе сёстрам (женщинам-послушницам из сестричества. – Ред.), ходит между ними, незримый…» Но мы тогда никому ничего не сказали. И, поклонившись, уехали…
Уже на полпути задумавшиеся друзья (а они – из поколения, чье детство прошло в СССР, юность – в «переходные» 1990-е, с пробой себя в бизнесе в «новой» стране и, наконец, с уходом в обычные профессии и с принятием веры) поняли, что явление святого – знак помощи Сергею. И что дважды встреча – не просто так. Указанное место – не случайность. И значит, начавшуюся цепочку событий бросать им никак нельзя.
– И потом, уже у меня дома, Сергей же из Томска, решил: «Напишу икону Серафима Вырицкого!» Мы пересмотрели иконы с ним и прижизненные фотографии. Сергей выбрал одну, в похожей одежде. Остановился на фото, со взглядом один в один… И вот мы уже съездили, купили деревянное основание для иконы, доску длиной под метр девяносто. Но тут Сергея вызвали по работе в Томск, он художник по росписи в храмах.
Так Сергей и уехал. А его друг Володя, мучимый совместным внутренним обещанием святому написать икону, показать его таким, каким он в Новокузнецке невидимый предстал, не знал, что делать. Это Сергей – художник, а Володя – бухгалтер, у него талант один, к математике. Обратился к новосибирским художникам – очень дорого. Да к тому же у него семья, дети. Лишних денег, тем более таких больших, нет.
И вот прошел год. И, видимо, свыше было предписано, что задачу должен выполнить не Сергей, а кто-то другой. Тот кто тоже, как и Володя, переживает за Сергея… И он приехал, их третий друг, Саша Попрядухин из Москвы. Третий из этой крепкой мужской компании, где каждый за товарища – в огонь и в воду.
– И я рассказал Саше про нашу с Сергеем поездку в Новокузнецк, про явление святого. И на другой день мы уже съездили за благословением, чтобы Саша написал икону. Хотели ехать за красками, покупать все необходимое. Я ведь хранил только доску. А стали смотреть, что Сергей оставил еще мне из запасов, уезжая, и оказалось, у меня дома есть для работы всё! И за десять дней Саша написал икону! Я никогда не видел, чтоб так быстро писалось! – с гордостью вспоминает Володя.
– А я никогда раньше икон не писал, я по профессии декоратор, и хотя работал в храмах, освежал фон, но святые лики не писал. Да, икона эта получилась с поддержкой свыше, – тоже по телефону признался Саша.
А попал он в нужное место в нужный час потому, что заехал в гости в Новосибирск по дороге на родину – из Москвы на Алтай. Задержался ненадолго, написал икону святого Серафима Вырицкого, пожал другу Володе руку и уехал к родным – догуливать отпуск.
– Прошла неделя, я собрался отвезти икону в Новокузнецк, в подарок храму Серафима Вырицкого. И вдруг… Саша вернулся. Сказал, сам не знаю почему. И мы вдвоем, значит, так и было нужно, повезли ее.
Упакованная, бережно укутанная и привязанная к крыше машины икона помогала друзьям всю дорогу – при плохой погоде. Это был подарок в память о явлении святого в Новокузнецке, говорили меж собой друзья – Саша и Володя. Но в душе каждый знал, что это и их просьба о помощи третьему другу – Сергею, с которого эта удивительная история и началась.
А приехали (это было две недели назад), позвонили в дверь сестричества, внесли, размотали икону, поставили к стене меж других икон – и место пришлось точно впору, словно ждало только её. И святой Серафим улыбнулся…
Повторение пройденного
– И я всё думаю с той минуты, как первой увидела икону и узнала ее и ребят историю. Да как же она похожа на одну из евангельских историй! – светло улыбается Светлана Фомина из сестричества. – В наше время, на наших с вами глазах два друга ради жизни и здоровья третьего совершили большой поступок. Ради дружбы, ради любви к ближнему… В Евангелии от Луки, в главе пятой, и от Матфея, в главе двадцать шестой, рассказано, как такие же точно друзья, переживая за больного (там – парализованного) друга и узнав, что Иисус Христос проповедует неподалеку, понесли больного к Нему. Но собралось в доме и вокруг дома столько народу – не подступиться. И тогда они залезли на крышу, разобрали крышу и спустили одр, их друга на носилках, прямо под ноги Господу. И Он, видя такую дружбу, исцелил парня…
– И как себя чувствует Сергей? – спросила я, позвонив Володе, зная, что за ребят, и особенно за Сергея, теперь особо молятся в Новокузнецке, у «их» иконы.
– Скоро станет лучше, уверены! А еще пошли нам неожиданные сообщения от родных из разных регионов. И это еще один – дополнительный – эффект. (Ведь Святого Серафима Вырицкого считают помощником от многих болезней, в том числе от наркомании и пьянства. – Ред.). Два родственника, пившие полгода, «завязали». Еще одного мы отвезли его семье, и он бросил пить.
…Отец Алексей Шульгин, настоятель новокузнецкого храма Серафима Вырицкого, пояснив «Кузбассу», что явление святого «самоочевидно», добавил:
«Мы решили сделать для иконы особенную рамку, которая передала бы атмосферу события… Она будет в виде ступени. И преподобный Серафим по ней будет сходить в храм. Обычно икона приглашает в горний мир, а в данном случае икона говорит о том, что горний мир входит в наш, земной, и святые – посреди нас…»
…Те, кто не верят, пусть считают эту историю о трех друзьях и святом, и иконе, творческим озарением и исканием. Но те, кто верят, уже говорят, что рука-то Серафима на иконе – шершавая, теплая… И, чувствуя боль твоей души, горький шепот, горячий зов, она, уже подмечено, может по-отцовски защитно и твердо на секунду-другую поделиться теплом и дать надежду…