Гармония межзвёздного скитальца
Кемеровский театр «Белый остров» представил вниманию зрителей свой второй моноспектакль.
«Что это за театр такой?» – с удивлением спросят жители областного центра, старающиеся следить за сценическим искусством. «На этом «Белом острове», затерянном в волнах житейского моря-океяна, живут непонятные нормальным людям повседневности странные аборигены», – вот как говорят о себе создатели и актеры театра. И действительно, «Белый остров» найти нелегко, ведь билеты на спектакль невозможно купить в городских и электронных кассах, а у самого театра нет отдельного здания и опознавательных вывесок. Но разговоры о том, что есть в столице Кузбасса место, где творят «живое» и «настоящее», уже ведутся в разных кругах и социальных сетях.
Спектакль «Межзвёздный скиталец. Последнее интервью» создан по мотивам романа Джека Лондона «Смирительная рубашка». Режиссер – Сергей Басалаев. И, как утверждает программка, «этот спектакль для тех, кто хочет вдохнуть воздух бессмертия».
Попав в небольшой зал Дома актёра, я испытала странные ощущения – из разряда чего-то неземного. Способствовал этому и музыкальный фон: тибетские поющие чаши в аранжировке Клауса Визе и тонкие, едва уловимые мелодии Люка Ховарда. И всё время, пока зал заполнялся зрителями, на сцене – без занавеса и других прикрытий – главный герой Даррел Стэндинг (актер Никита Остатнигрош) уже вращался в потоке времени, передвигался словно по облакам. Оказывается, он дважды был осуждён – за убийство и нападение на охрану. Он ожидает смерти. Этот герой замер в оковах смирительной рубашки и преодолевает пространство и время, избегая телесных границ.
Исповедь Стэндинга предельно откровенна, он смело смотрит в глаза каждому зрителю, пытаясь ответить на вопрос: что же движет человеком, совершающим зло? Ответ находится сам собой. Любое преступление – бытовое убийство или рыцарский поединок с гибелью соперника – порождено багровым гневом, страстным желанием отомстить, уничтожить. Можно ли преодолеть багровый гнев? И как его преодолеть? Именно в этом – ключ к пониманию спектакля.
Кем бы ни был Даррел Стэндинг в своих прошлых жизнях – состоятельным дворянином, сыном военного или матросом – каждая была наполнена любовным чувством, все его судьбы свидетельствовали о том, что история мужчины – всегда история любви к женщине. Интересно было наблюдать, как молодой актёр с легкостью оживлял на сцене разные предметы, превращая белый платок в прелестную француженку Филиппу, а красный шелк – в восточную красавицу Мириам.
Но вот какой парадокс: любовь к женщине не побеждает багрового гнева, напротив, герой умирает снова и снова. Переломным моментом истории оказывается встреча с Иисусом по пути на Голгофу. Герой замирает на сцене, и ярко-зелёный свет освещает лицо человека, который избавился от багрового гнева…
Второй спектакль молодого театра «Белый остров» состоялся. Да, финал не заставил публику залиться очистительными слезами или крепко задуматься о тягостях бытия. «Межзвёздный скиталец» принёс зрительскому сердцу и разуму светлое спокойствие и умиротворение. А это означает, что театральная гармония «Белого острова» уравновесила, хоть и ненадолго, какофонию современного мира.
Елена Шаламатова, магистрант КемГУ.