Предупредить, чтобы не привлекать
Взаимоотношения налоговой службы и бизнес-сообщества Кузбасса перешли на новый уровень.
Инструменты и акценты
На прошлой неделе в Кемерове состоялись первые общественные слушания, на которых налоговики обсудили с предпринимателями результаты новой правоприменительной практики в сфере банкротства предприятий, проверок уплаты НДС и перехода на онлайн-кассы.
В налоговом администрировании всегда есть две грани: одна контрольно-надзорная, а другая сервисная. Без жесткой налоговой дисциплины государству не обойтись. Но если использовать только жесткие методы контроля, по достижении определенной точки они становятся малоэффективными.
«Экономическая ситуация в Кузбассе способствует росту налоговых платежей, – отметил в своем выступлении и.о. руководителя УФНС России по Кемеровской области Сергей Вахрушев. – За десять месяцев текущего года в консолидированный бюджет мобилизовано 130 миллиардов рублей, рост составил 54%. Налоговые поступления в федеральный бюджет выросли в 2,7 раза, в областной – на 43%, в местный – на 6%. Наряду с улучшением экономической ситуации высокие темпы поступлений поддерживает и повышение эффективности налогового администрирования, которое обеспечило около 11 миллиардов рублей общего прироста поступлений.
Перечень инструментов, позволяющих налоговым органам выявлять риск правонарушений и схемы минимизации налоговых обязательств, постоянно расширяется. Однако в последние годы акцент в нашей работе делается на повышение налоговой культуры, на мотивацию налогоплательщиков к добровольному отказу от противоправной деятельности».
Ответственность за общество все менее ограничена
Ключевым вопросом слушаний стало обсуждение новшеств Федерального закона №127 «О несостоятельности (банкротстве)», вступивших в силу несколько месяцев назад. Они существенно усложнили реализацию стратегии «банкротство ради банкротства», которую недобросовестные предприниматели считали хорошей альтернативой расчетам с кредиторами. А кроме того, значительно повысили личные обязательства по долгам бизнеса не только со стороны учредителей, руководителей и главных бухгалтеров, данные о которых отражены в ЕГРЮЛ, но и со стороны реальных владельцев «пшикнувших» компаний, целенаправленно доводивших их до пшика: если их вина будет доказана, им придется отвечать перед кредиторами своим личным имуществом.
«Ранее в рамках привлечения к субсидиарной ответственности руководителей и учредителей предприятий-банкротов нам удавалось направить в бюджет от одного до полутора миллионов рублей в год, – комментирует начальник отдела обеспечения процедуры банкротства УФНС России по Кемеровской области Игорь Маджара. – А после того, как законодатель ввел новые механизмы, только за сентябрь-октябрь было направлено более 23 миллионов. Процедура банкротства также наращивает темпы. Если за весь 2015 год поступления налогов, взысканных с должников, составили около 200 миллионов рублей, то за девять месяцев текущего года – почти 1,9 миллиарда».
На федеральном уровне сегодня разработан механизм, позволяющий максимально точно определять истинных бенефициаров – людей, которым было выгодно конкретное банкротство. А в Кузбассе выработана эффективная практика применения этого механизма.
Изучая проблемный бизнес, сотрудники налогового ведомства проводят настоящие расследования: кто стоял у истоков его создания, откуда взялся первоначальный капитал, кто фактически контролировал деятельность предприятия, какие схемы обналичивания денежных средств и минимизации налоговых обязательств использовались… Информацию получают не только из регистрационных сведений и официальных бухгалтерских отчетов, но также от правоохранительных органов, органов ЗАГС и даже… из социальных сетей. Выгодоприобретателем может оказаться армейский сослуживец директора, коллега с прежней работы, одноклассник, однокурсник, брат, сват…
По закону, в отношении бенефициара действует презумпция виновности. Это означает, что когда доказательная база по нему будет собрана, ему с фактами и документами в руках придется доказывать в суде обратное: что никакого отношения к организации банкротства он не имел и не принуждал номинальное руководство компании к выведению денег. Не докажет – будет платить по долгам фирмы сам.
Примечательно, что в рамках процедуры банкротства граждан задолженность бенефициара списать нельзя: она останется с ним пожизненно или до тех пор, пока не будет погашена…
Точно в цель
На слушаниях присутствовали человек 80 предпринимателей. Всю эту информацию они восприняли довольно напряженно. Впрочем, начальник отдела обеспечения процедуры банкротства Игорь Маджара заверил, что в каждом случае налоговики работают индивидуально и описанный выше механизм применяют очень аккуратно. Понимая, что он фактически возлагает все бремя ответственности за банкротство на физических лиц.
«Процедура банкротства не должна являться процедурой ухода от налогообложения, а должна в рамках цивилизованных отношений позволять кредиторам удовлетворять свои требования, – подчеркнул Игорь Маджара. – В случае возникновения риска привлечения к субсидиарной ответственности наша служба в первую очередь нацелена на конструктивный диалог с учредителем, руководителем и главным бухгалтером предприятия».
«Мы хотим предупредить вас, уважаемые представители бизнеса, чтобы вы всегда оценивали свои риски, чтобы избежать негативных последствий в ходе процедуры банкротства, – поддержал коллегу и.о. руководителя УФНС России по Кемеровской области Сергей Вахрушев. – ФНС России заинтересована в том, чтобы бизнес развивался и платил налоги. Статистика банкротств с подачи службы – всего два процента от общего количества. В основном предприятия банкротятся самостоятельно либо по инициативе третьих лиц».
Возможности электронных сервисов
Второй и третий вопросы публичных слушаний были менее грозными, чем первый, но тоже касались прозрачности бизнеса. Обеспечить ее во многом позволяют автоматизированная система контроля за уплатой НДС, а также переход на онлайн-кассы.
В масштабах России программа АСК «НДС-2» была введена в эксплуатацию осенью 2015 года. Прежде на то, чтобы установить всех участников цепочки, с которыми работал проверяемый налогоплательщик, инспекторам требовалось несколько месяцев. Сейчас – несколько минут. Попутно программа анализирует, какие из контрагентов имеют высокие риски, и сама выявляет схемы махинаций с НДС. В результате поступления НДС в консилидированный бюджет увеличились в Кузбассе в 4,5 раза.
Что касается порядка применения контрольно-кассовой техники нового поколения, он призван решить сразу несколько задач: исключить незаконное предпринимательство, создать полную систему учета продаж и повысить защищенность потребителя. Самим владельцам бизнеса онлайн-кассы также дают ряд неведомых ранее преимуществ: позволяют регистрировать их и снимать с учета без личного визита в налоговую, избавляют от расходов на техобслуживание, а в ряде случаев – еще и на чековую ленту, дают возможность эффективно управлять бизнесом, используя элементы бизнес-аналитики… В результате первого этапа реформы, который завершился 1 июля текущего года, в Кузбассе было установлено более 22 тыс. онлайн-касс. Из них 92% были зарегистрированы с помощью электронных сервисов ФНС.
Обратная связь
Общественные слушания предполагают живое общение, и предприниматели задавали вопросы по существу:
– Представим гипотетическую ситуацию. Директор предприятия-банкрота привлечен к субсидиарной ответственности, есть задолженность перед кредиторами на 10 миллионов рублей, а у него личного имущества на 20. Какой будет позиция налоговых органов: арестовывать все имущество целиком, или только часть, оцененную на 10 миллионов?..
– Вы в программе АКС «НДС-2» видите всю цепочку, а мы зачастую просто не знаем контрагентов третьего-четвертого звена и далее. Читаешь акт камеральной проверки, там лишь выводы относительно неправоспособности этих организаций, а конкретных доказательств, расписывающих движения средств по цепочке, нет. Как нам быть?..
– При онлайн-регистрации новых кассовых аппаратов никто не проверяет, как они настроены и позволяют ли печатать чек, соответствующий всем требованиям законодательства…
– Большинство проблем взаимодействия с налоговой службой связаны не с федеральным законодательством, а с инспекциями на местах, дозвониться невозможно, пришел сам – от тебя отмахнулись, а потом тебе же и «прилетает»…
На все вопросы тут же был дан ответ. Представители налоговой службы пообещали, что отныне будут проводить публичные слушания раз в квартал.
[/tag_div]