Актуальное

Мамы с ВИЧ-статусом

22 ноября 2017 | Газета «Кузбасс»

Число ВИЧ-положительных беременных в Кузбассе постоянно растет. В прошлом году мамами стали 854 такие женщины. Из них 641 (75%) никогда не употребляли наркотики и заразились через сексуальные контакты. Заражения происходят в том числе и во время беременности. Задача медиков – помочь женщинам с положительным статусом родить здоровых детей.

От первого лица

…В свои 30 лет Марина* (имя героини изменено. – Ред.) ждет уже третьего ребенка. Двух первых она родила, будучи здоровой. ВИЧ у нее сравнительно недавно – с 2013 года. А узнала она о диагнозе в 2014-м, когда поехала поучиться и поработать в Москву, и там попала в больницу. Улыбчивая, позитивная, свою историю она рассказывала без тени позерства:

«Первой моей реакцией на сообщение о диагнозе были слезы. И вопрос: «Ну почему именно я? Я же не наркоманка!» О том, что ВИЧ передается через незащищенный секс, знала. Но не думала, что это может коснуться меня.

Выяснилось, что заразивший меня мужчина во время нашего романа о своем ВИЧ-статусе уже знал. Как знал и о том, что у меня двое детей. Но обиды на него я не держу, ведь я сама не предохранялась. Плакала я тогда сильно. Страшно было не жить с ВИЧ, а встать на учет, чтобы получить терапию. Почему-то я очень боялась быть учтенной.

Отношений с мужчинами какое-то время избегала вообще, без объяснения причины. Потом стала объяснять. Но тем, кому говорила, было наплевать.

Со своим нынешним мужем познакомилась уже в Кузбассе, когда вернулась из Москвы. Честно рассказала ему о проблеме. Он тоже оказался ВИЧ-положительным. И тоже не получал терапию – боялся, что через СПИД-центр на работе узнают о его диагнозе.

Рождение ребенка мы планировали. И на учет в женскую консультацию я встала в ранние сроки: за это женщине предоставляются определенные выплаты, пусть и не очень большие. Боялась, конечно, как там отреагируют на мой диагноз. Но, видимо, такие, как я, здесь давно не редкость, никто из персонала не испугался. Мне посоветовали как можно быстрее обратиться в СПИД-центр и начать получать там специфическое лечение, чтобы ребеночка не заразить. Объяснили, что такое возможно. Я послушалась – и оказалось, что ничего страшного в учете нет. Врачи СПИД-центра отнеслись ко мне очень доброжелательно, работодателю никто о моем диагнозе сообщать не стал – это вообще считается разглашением врачебной тайны.

Муж после меня тоже в СПИД-центр пошел. Но ему на прием пришлось записываться в очередь, а вот для беременных там «зеленая улица». Сейчас он проходит обследование, ведь лекарства ВИЧ-положительным подбирают, исходя из состояния их здоровья. А у него здоровье на данный момент, увы, слабое.

Я сходила и к психологу центра. Она сказала, что сообщать родственникам о диагнозе или нет, – решать мне самой, делать это я не обязана. Ведь при бытовых контактах ВИЧ не заразен. Детям я ничего говорить не стала, они еще маленькие. Родителям – тоже, чтобы не было у них лишних переживаний. А вот младшей сестре сказала. Ей 18 исполнилось, кавалер появился, и я не хочу, чтобы она мои ошибки повторяла. Пообещала сама покупать ей презервативы, если будет такая необходимость. Сначала сестра отнеслась к моему ВИЧ-статусу настороженно, а сейчас общаемся, как раньше. Ну, еще некоторые друзья знают. Спрашивают, а как же беременность? Я отвечаю: «А почему нет? Если соблюдать назначения врача и аккуратно принимать лекарства, ребенок родится здоровым».

Я лечусь аккуратно. Когда мне только назначали терапию, врачи объяснили, что к ней надо привыкнуть. Побочное действие в виде тошноты было совсем коротким и прошло за неделю. А может, это вообще был токсикоз?

Последние анализы говорят, что вирусная нагрузка у меня сейчас не определяется. Это значит, что мне могут разрешить рожать самой. Теперь операцию кесарева сечения будущим мамам с ВИЧ-статусом назначают лишь по необходимости, а если показаний к ней нет, то женщин не оперируют. Зачем лишняя травма, после которой придется восстанавливаться с маленьким ребенком на руках? Как врачи посоветуют, так я и сделаю, я им доверяю.

После родов буду продолжать терапию. Уже не ради маленького, а ради себя. Мне теперь троих детей поднимать, болеть и умереть от СПИДа не имею права».

С точки зрения медицины

«Наличие вируса иммунодефицита человека не является показанием для прерывания беременности, – подтверждает акушер-гинеколог Кемеровского областного центра профилактики и борьбы со СПИДом и инфекционными заболеваниями Ольга Коростелева. – Для предупреждения заражения ребенка от матери назначается трехэтапная химиопрофилактика. Женщины получают специфические антиретровирусные препараты в течение беременности и во время родов. Младенцы – сразу после рождения. Если будущие мамы аккуратно выполняют назначения врача и не пропускают прием лекарств, их дети могут родиться здоровыми с вероятностью до 98-100%. Если принимают лекарства нерегулярно или не принимают вообще, риск вертикального пути передачи ВИЧ ребенку возрастает до 40-60%».

Все СПИД-центры России работают по клиническим рекомендациям, утвержденным Минздравом. Это значит, что никакой «самодеятельности» в сопровождении беременных с положительным ВИЧ-статусом врачи не допускают. Для каждой лечебно-консультационнная комиссия составляется индивидуальный план терапии. Первый контроль эффективности назначенного лечения проводят через месяц: доктора оценивают динамику, смотрят, снижается ли вирусная нагрузка, повышается ли иммунитет. Если пациентка жалуется на выраженные побочные эффекты или количество ВИЧ в крови снижается медленно, лечение корректируют и через месяц вновь приглашают ее на контрольное обследование.

«Если всё хорошо, бесплатно выдаем необходимые препараты на следующие три месяца, а затем обследуем вновь, – уточняет Ольга Коростелева. – Очень важно взять на учет таких беременных в ранние сроки. Ведь если женщина обратится поздно, она не успеет пройти курс необходимой терапии. Если ближе к родам вирусная нагрузка опускается ниже определенного уровня или ВИЧ не определяется в крови женщины вообще, по нашим рекомендациям она действительно может рожать сама. Разумеется, в том случае, если у нее нет другой серьезной патологии. Сегодня так рожает почти каждая третья женщина, живущая с ВИЧ».

«Плюс» сильнее «минуса»…

Впрочем, в практике акушеров-гинекологов Кузбасса не редкость случаи, когда на ранних сроках беременности анализы на ВИЧ у женщины отрицательные, а при повторном обследовании вдруг выявляют вирус.

«На самом деле это происходит не «вдруг», – возражает акушер-гинеколог областного СПИД-центра Ольга Коростелева. – Бывает, что беременная и первый анализ сдает, уже будучи ВИЧ-положительной, но при этом она находится в так называемом «немом окне». То есть вируса в ее крови еще очень мало, и тест-системы его просто не улавливают. А ко второму обследованию вирусная нагрузка возрастает. А бывает, что женщина заражается уже во время беременности. Сегодня огромной проблемой являются так называемые дискордантные пары, в которых один из партнеров ВИЧ-положительный, а другой пока что здоров. Если они практикуют незащищенный секс, ВИЧ-отрицательный партнер со временем тоже заражается».

Чтобы предупредить заражение женщин во время беременности и профилактировать передачу ВИЧ их детям, областной департамент здравоохранения еще несколько лет назад издал специальный приказ. В соответствии с ним медики женских консультаций Кузбасса стали предлагать добровольно обследоваться на ВИЧ не только женщинам, вставшим на учет по беременности, но также их мужьям. Учитывая, что мужчины могут просто не знать своего ВИЧ-статуса.

В 2016 году в области было выявлено 186 пар, где мужчина оказался ВИЧ-положительным, а его беременная жена – ВИЧ-отрицательной (годом ранее таких было зарегистрировано 156). Всем этим женщинам тоже была назначена трехэтапная химиопрофилактика.

«К сожалению, не все беременные относятся к нашим назначениям ответственно, – констатирует Ольга Коростелева. – Одни попадают под влияние так называемых СПИД-диссидентов, отрицающих само существование вируса, и по этой причине отказываются от терапии. Другие в принципе ведут асоциальный образ жизни. А страдают дети: ведь в случае заражения им придется в течение всей жизни принимать препараты для подавления активности ВИЧ. Подчеркиваю еще раз: дети ВИЧ-положительной женщины могут родиться здоровыми, если она будет сотрудничать с медиками и выполнять все назначения».

Справка

Начиная с 1992 года, от ВИЧ-положительных матерей в Кузбассе родилось 7518 детей. У 621 из них в настоящее время диагностирован вертикальный путь передачи вируса. Большинство этих детей появились на свет в последнее десятилетие, когда лекарств для профилактики заражения было в достатке.

Другие статьи на эту тему

27 января

В Междуреченске прошел финал I Кубка детской лиги юга Кузбасса по футзалу

Финал I Кубка детской лиги юга Кузбасса по футзалу состоялся в Междуреченске. В соревнованиях приняли…

Дети и дороги

В Кузбассе проводится марафон дорожной безопасности

14 августа

Капсулу с детскими мечтами посетителей Выставки «Россия» планируют отправить в космос

Капсулу с детскими мечтами, собранными на Выставке «Россия», планируют отправить на Международную космическую станцию. Свидетелями…

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс