Соцсети:
Актуальное

Унесенные ураганом «Арнольд»

20 ноября 2017 | Лариса Максименко
Встреча Нового, 1934-го года, в верхнем ряду крайний слева - Арнольд, затем Николай, во втором ряду перед ними - их жены... Фото: из архива Владимира Алексеева (публикуется впервые)

Родные «террориста №1», разлученные 80 лет назад арестами, расстрелами, страхом и забвением, ищут друг друга.

Они были в стране первой простой и… самой необыкновенной семьей из народа, по которой прошел «каток» репрессий 1937 года. Молва даже считала: с них всё началось…

Ведь главная газета СССР печатала стенограммы из зала суда, с исторического Второго Московского процесса. Среди обвиняемой оппозиции были сплошь знаменитости, соратники Ленина, романтики революции. И среди них, последний, №17 в списке, – кузбасский шофер с фамилией Арнольд. Его, заведующего гаражами, обвиняли в попытке теракта против второго тогда человека в стране – Молотова.

Стенограмма в газетах о шпионах и «врагах народа» читалась как документальный детектив, взахлеб. И интерес к процессу вообще зашкаливал, когда вставал и простодушно отвечал Валентин Арнольд.

Его история казалась сказкой. Ей верили и не верили. Да, если б такого «кандидата» из народа для показательного суда не нашлось бы, его, как Иванушку в сказке, стоило бы придумать. Еще бы: сирота крестьянская, с детства сам себе добывал пропитание, мечтал о птице удачи, матросом побывал в Северной и Южной Америке, в Африке, Австралии… Был на Первой мировой войне – от России… Четыре года служил в армии США. Знал шесть языков… Бежал, служил, скрывался по чужим документам, много работал, голодал, жил, наконец, сытно-спокойно, бежал…

А вернулся из США в Россию, затосковав по родине и вдохновленный прошедшей революцией. И в наших краях, работая в автономной индустриальной колонии «Кузбасс», женившись, осев, неожиданно попал в переплет. 17 сентября 1934-го вез на машине Молотова, прибывшего с визитом в Прокопьевск, да неудачно тряхнул на разбитой дороге. И за это ему «светил» расстрел. Суд дал десять лет тюрьмы…

Сергей Папков, историк СО РАН, профессор, год назад рассказывая нашей газете о «Деле Арнольда», давал такую оценку: «то было совершенно незначительное происшествие, канавка. Но потом факт раздули, историю о покушении «сшили», и ему на суде пришлось наговорить на себя и признаться в теракте…»

А недавно родственники Арнольда рассказали «Кузбассу», что же случилось после суда. И о чем Арнольд не договаривал…

Этот документ о семье Ивановых, воспитавших Арнольда, нашли недавно за границей - в финских архивах.  Фото: из архива Владимира Алексеева (публикуется впервые).

 Этот документ о семье Ивановых, воспитавших Арнольда, нашли недавно за границей — в финских архивах.
Фото: из архива Владимира Алексеева (публикуется впервые).

Три брата

– Его растили дед Михаил Иванович Иванов, отставной бомбардир Выборгской крепостной артиллерии, и бабушка-финка Мария Петровна Иванова (Больстрем). Она по-русски в брачном обыске даже расписаться не могла. И финский язык от нее унаследовали обе дочери – Евдокия и Александра, и все внуки. В Финляндии я нашел запись в метрической книге о семье Ивановых и о том, что у Евдокии родился внебрачный сын Валентин, – говорит кемеровчанин Владимир Алексеев, профессиональный музыкант, преподаватель музыки, потомок Александры. (Он «заболел» историей рода еще на стыке веков.

Рассказывает, как потрясен был его отец в 2003-м, когда он принес ему копию протокола допроса Арнольда. Ведь после суда история рода стала табу. И в поколениях передавалась лишь двумя-тремя нейтральными фразами.)

– Евдокия (мать Арнольда) умерла в 1901-м, – продолжает Владимир Алексеев. – Дед Михаил Иванович умер в 1909-м. Арнольду лет двенадцать было. И он перешел жить к «нашим», в семью Александры и мужа ее Ивана Алексеева. У них родилось девять детей, но выжило двое – Николай и Иван. Вот они и дружили, три брата – родные Николай и Иван и двоюродный им Валентин. Его звали Воля…

Половина жизни, полной приключений и лишений, у Воли прошла по всему миру, у братьев – по России. А потом Валентин вернулся из США и стал переводчиком в Кузбассе…

– Иностранных рабочих тогда в Кемерове было много. Только финнов – сто человек. А переводчик с финского – один Арнольд. Он и «выписал» с Тверской области тоже по-фински говорящего брата Николая с семьей. А Иван, тоже уже женатый, по военной линии пошел, – продолжает Владимир Алексеев. Его поиск по архивам страны и запросы в ФСБ помогли воссоздать хронику трагедии, пережитой тремя братьями. Трагедии, как он убежден, имевшей общую причину… Но начинавшейся так светло, так празднично…

Новый год, изменивший всё

– Вот, – показывает Владимир Алексеев фото встречи Нового года в 1934-м и счастливые лица родных, еще не знающих, что ждет их через несколько месяцев. – Снято в Кемерове. Арнольд с женой, Николай с женой (в ожидании моего отца)… Работа, дом, достаток, семейное счастье у всех, живут в лучшей в мире советской стране. И так кажется – будет всегда. Но уже в мае Николай погибнет на охоте (или его так ликвидируют). В сентябре Арнольд повезет Молотова, в тот же день, уже после «канавки», завезет Молотова к себе домой, и жена Арнольда услышит не истеричный – обычный разговор-шутку: «А, это дом того, кто нас тряхнул». А третий брат – Иван – уже несколько лет как живший далеко, на Дальнем Востоке, станет топографом 1-го разряда топогеодезического отряда ОКДВА…

Первым погиб Николай при загадочных обстоятельствах (на  снимке с  женой) . Фото:  из архива Владимира Алексеева (публикуется впервые).

Первым погиб Николай при загадочных обстоятельствах (на снимке с женой) .
Фото: из архива Владимира Алексеева (публикуется впервые).

И после того, как из-за Молотова арестуют Арнольда, следом арестуют Ивана – из-за Арнольда. Уволят с работы жену Арнольда, ее сестру. Детей Арнольда начнут гнобить в школе. Семью Арнольда вышвырнут из квартиры. Жену Арнольда потом арестуют, как и ее брата-пасечника, у которого в гостях в далекой деревне они были с Арнольдом лишь раз…

Жена погибшего Николая, видя весь ужас, не станет дожидаться своего ареста. Она с женой Арнольда была очень дружна. Схватит сына и уедет куда глаза глядят, в Среднюю Азию, вот так и уцелеет «наша» ветка…

Потом фамилия якобы террориста Арнольда (на фото он с женой и детьми) прогремела на всю страну.  Фото: из архива Владимира Алексеева (публикуется впервые).

Потом фамилия якобы террориста Арнольда (на фото он с женой и детьми) прогремела на всю страну.
Фото: из архива Владимира Алексеева (публикуется впервые).

Знаю, что попытка разыскать всех родных была еще в конце 1980-х. Жена Николая (моя бабушка) в старости нашла адрес и съездила в гости к жене Арнольда, из Кемерова в Шерегеш, от станции Кондома вообще на тепловозе ехала… Так они встретились, плакали, вспоминали, но как же много они тогда еще не знали…

…Лишь сейчас Владимир Алексеев, работая в архивах, приблизился к тайне гибели Николая. Он нашел справку, что тел утонувших охотников в 1934-м так и не нашли. И узнал фамилию второго человека, бывшего с Николаем на охоте. И, судя по сохранившимся приказам завода, через несколько месяцев благополучно поехавшего в отпуск. Тот человек был начальником «секретного» отдела…

– Так что вряд ли с дедом несчастный случай на охоте был. Это мог быть след расправы из-за несговорчивости его, главбуха, из-за сложных тогда финансовых дел, про которые он узнал и не захотел их поддержать… Могло быть – через гибель Николая – угрозой Арнольду, который, получая разные назначения, работая в управлении, радел за производство – в силу неугомонного характера своего… Он писал в Коминтерн и везде про волокиту, про то, что мешают работать.

 Вслед за Арнольдом был арестован Иван (на снимке с супругой). Фото: из архива Владимира Алексеева (публикуется впервые).

Вслед за Арнольдом был арестован Иван (на снимке с супругой).
Фото: из архива Владимира Алексеева (публикуется впервые).

А запрос в управление ФСБ Петербурга и пришедший недавно ответ вообще потряс!

– Иван Алексеев, третий из братьев, военный, оказывается, не был расстрелян по приговору суда! – говорит Владимир Алексеев. – Его обвинили в том, что «является двоюродным братом осужденного троцкиста-террориста Арнольда», что якобы «держал с ним связь и знал о терактах до объявления процесса в печати. Арнольд воспитывался в семье Алексеева»… Осужден 15.09.1937 Военным трибуналом ОКДВА по ст.17-58-8 УК РСФСР к высшей мере наказания – расстрелу (определением ВК ВС СССР от 11.11.1937 расстрел заменили на 10 лет лагерей. И 07.07.1938 пароходом «Уэлен» его доставили в Магадан, в ИТЛ Сусуманского района. Лагерный срок Иван отбыл полностью. И вот так, значит, он остался жив! Но никто в роду об этом не знал. Ивана часто вспоминали, как и Николая. Как и Арнольда… Продолжая поиск Ивана, я выяснил: он всю жизнь потом так и проработал на приисках и умер в Хабаровске в 1978-м.

… Родные, разбросанные после «Дела Арнольда» по свету, мечтают найти друг друга. По предположению, внучка Арнольда живет где-то под Читой. Поиск потомков Ивана – по Хабаровску – пока не дал результата, но продолжается…

А почему мы за ними следим и болеем за них? Их унесло самым большим ветром перемен в стране в числе первых. И если они встретятся, значит, ветер и правда сменился…

 

P.S. Фотографии Арнольда и его родных – из семейного альбома Владимира Алексеева (публикуются впервые). В советских газетах портрета Арнольда никогда не было. И те, кто не особо верил в его сказку странствий и вообще в его существование, теперь могут убедиться – всё это правда.

Цитата

«Такова моя участь, таковы мои обстоятельства, страдать, страдать, страдать, но я жив и здоров. Все переношу безропотно, покоряюсь всему, что меня встречает и ожидает. Тяжелые удары жизни нелегко переносить. Да, мои дорогие, тяжело! Но унывать нельзя… Но жизнь еще впереди – жена, ребята, все сердце болит о них, как хочется быть с ними! Все же, как ни тяжело, я надеюсь, я верю, что еще буду жить, буду работать и докажу (далее зачеркнуто и залито чернилами, другой пастой позже написано «что это наказание – грубейшая ошибка»). Придет время, мои слова сбудутся, и я буду с вами. 28.04.1941 г.» Это строки письма Арнольда из Орловской тюрьмы – племяннице, с очередной неудавшейся попыткой передать его слова жене, узнать, что случилось с его семьей и родными и признаться в любви.

Потом, в войну, 11 сентября 1941-го, Арнольда расстреляют, чтобы не возиться с ним в спешке эвакуации при подходе к Орлу фашистов. Жена Арнольда Шура на письма никак не отвечала – отбывала пятилетний срок в Нарыме. Письма Арнольда она получит позже и ответит на них (14.05.1989 г.) тоже признанием в любви, от которого у всех, кто читал и будет еще читать, щемит сердце: «За все прошедшее с 1937 г. время я не встречала людей подобных Арнольду…»

(Из архива вдовы Арнольда, пересланного кузбасскому журналисту Борису Антонову в конце 1980-х, хранящегося ныне в облархиве.)

Другие статьи на эту тему

Готов к разным поворотам сюжета

Молодой художник из Прокопьевска Дамир Хуссамов снова у всех на устах. На этот раз он решил украсить остановки родного города своими работами. Теперь автобус ждать прокопчанам куда приятнее, тем более остановки стали прекрасными фотозонами. Правда, отнюдь не все горожане позитивно относятся к такому уличному искусству.

Мой монолог

Традиционно в марте проходит весенний конкурс женской красоты, обаяния, таланта и грации «Миссис Прокопьевск». Нынешний год не стал исключением и вновь подарил зрителям прекрасное шоу, пропитанное особенным ретроколоритом.

Юбилей народной премии

В Прокопьевске особенные горожане получили особенное звание

Комментировать 0
Оставить комментарий
Как пользователь
социальной сети
Аноним
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс