Бесконтактное воровство
Полиция бьет тревогу: в Кузбассе всё больше жертв аферистов. К октябрю количество уголовных дел, возбужденных по фактам дистанционных мошенничеств с начала года, достигло тысячи. А ущерб превысил 50 миллионов рублей! За полугодие цифры были такие: 630 случаев и 30 миллионов. То есть аферисты «входят во вкус» и становятся наглее. И если усреднить данные, то получается, что каждый день три-четыре жителя нашего региона отдают преступникам в общей сложности 185 тысяч рублей.
О способах, которыми особенно охотно пользуются мошенники, «Кузбасс» расспросил заместителя руководителя Главного следственного управления ГУ МВД России по Кемеровской области Максима Рыжкова.
– Популярная ранее схема «Мама, я попал в беду» сейчас практически сошла на нет. Потому что в этом случае хоть немного, недолго, но приходится лично контактировать с человеком, а значит, появляется какое-никакое описание, и выйти на след преступников, задержать их становится легче, – пояснил подполковник юстиции Рыжков. – Сейчас мошенники предпочитают бесконтактный способ: связь по телефону, интернету и переводы-онлайн. И если узнать, в какой регион ушли деньги, не составит труда, то дальнейшее их движение, а также получателя определить гораздо сложнее: мошенники зачастую используют «серые» сим-карты, оформленные на совершенно посторонних людей.
Правоохранительные органы очень рассчитывают на поправки к Федеральному закону «О связи», которые обяжут операторов проверять достоверность предоставляемых сведений, что поставит заслон появлению таких сим-карт. Но поправки начнут действовать только с 1 июля 2018 года, а пока кузбассовцам стоит быть бдительнее и не попадаться на уловки мошенников.
Пять самых распространенных способов обмана
-
Объявления в интернете
Сайты бесплатных объявлений – золотая жила для мошенников. Схема обмана проста, но люди попадаются раз за разом. После размещения объявления автору звонит некий покупатель и заявляет о своем желании приобрести товар. Да вот незадача: он сейчас находится в другом городе, поэтому хочет «забронировать» вещь. То есть готов внести за нее предоплату или даже всю сумму. Но только переводом на карту. Довольный продавец соглашается и называет номер карты. А затем и все прочие данные, которые под различными предлогами просит «покупатель», вплоть до секретных кодов, приходящих на мобильный телефон. Тем временем мошенники прямо по ходу разговора подключают свой номер к мобильному банку и, получив доступ к счетам жертвы, снимают все имеющиеся на них деньги. О том, что они лишились сбережений, люди узнают либо после поступления сообщения, либо и вовсе спустя несколько дней при личном посещении банка.
Как отмечает Максим Рыжков, позвонить мошенники могут по любому объявлению: среди пострадавших есть даже продавец котят. Некий молодой человек очень убедительно рассказал ему историю о своей девушке, мечтающей именно о таком котенке. Вот он и хочет сделать подарок на годовщину встречи, и прямо сейчас заплатит, чтобы животное дождалось именно его. А дальше события проходили по описанной выше схеме.
Страдают и покупатели. В поисках товара подешевле они звонят по указанному номеру, где их просят внести предоплату. Иногда и стопроцентную. А сразу после перевода денег абонент перестает выходить на связь… Немалую долю пострадавших составляют пользователи соцсетей и покупатели фейковых интернет-магазинов. Чаще всего кузбассовцы попадаются на удочку мошенников, когда хотят купить одежду, породистых животных, дорогие гаджеты и автомобили. Впрочем, в этом году был случай, когда кемеровчанин пытался таким образом купить и квартиру в Белове.
Что делать?
– Помнить о том, что для перевода достаточно только номера карты.
– Если просят предоплату, скажите, что ваш родственник или знакомый подъедет посмотреть вещь. Мошенники сразу свернут разговор.
– Руководствоваться здравым смыслом: цена значительно ниже средней должна вызвать подозрения.
-
Экстрасенсы, БАДы, компенсации
– Как правило, жертвами лжецелителей и экстрасенсов становятся те, кто реально имеет какое-либо заболевание, для многих онкобольных они последняя надежда, – говорит Максим Рыжков. – Поэтому их уловки и срабатывают.
Так, в сентябре этого года перенесший операцию кемеровчанин отдал более 1,2 миллиона рублей лжецелителю, обещавшему поставить его на ноги.
Увеличению числа верящих в паранормальные таланты поспособствовали популярные телепрограммы, поэтому растет и количество жертв. А вот мошенники, которые предлагают компенсации за биологически активные добавки, наоборот, пользуются тем, что многие пенсионеры осведомлены о недобросовестности продавцов БАДов и подобных им товаров. И заявляют старикам о том, что эти люди осуждены, понесли наказание, а их пострадавшим покупателям полагается возмещение убытков. Но для получения компенсации нужно оплатить «налог», «страховой взнос» или «госпошлину». Пожилые люди верят, потому что мошенники звонят или шлют письма от имени разных органов власти. Например, на днях пенсионерке из Берёзовского пришло послание с обратным адресом одного из министерств. Оно было заверено синей печатью, а для связи указывался телефон исполнителя. Вот только в тексте было много орфографических ошибок…
Что делать?
– Помнить: компенсации за некачественный товар в три – пять раз больше суммы, которую вы потратили на него, не бывает. Тем более без личного обращения, вмешательства юриста и судебного решения.
-
Вирусные рассылки
– Сейчас пошла новая волна вирусных рассылок, причем мошенники рассылают их не только обычными SMS-сообщениями, но и во многих мессенджерах – Viber, WhatsApp, Telegram, Facebook, – отмечает замначальника Главного следственного управления регионального полицейского главка. – При этом телефоны с операционной системой Android более подвержены заражению, чем другие.
Как только вирус активируется, он при наличии «мобильного банка» начинает списывать деньги со счетов владельца смартфона, блокируя при этом входящие SMS о списании денег.
В присланном сообщении со ссылкой может быть написано, что угодно: «Привет, ты меня помнишь?», «Тебе уже рассказали о твоих чудачествах на прошлой пьянке?», «Вам это будет интересно» и так далее. Жителю Белова, разместившему объявление о продаже автозапчастей, такую ссылку на вирус прислали в сообщении с предложением об обмене. В итоге мужчина потерял пять тысяч рублей.
Что делать?
– Не переходить по ссылкам, полученным с незнакомых номеров, пользоваться антивирусом, устанавливать приложения только из официальных каналов.
-
Блокировка карты, списание денег
– Несмотря на то, что о мошенничествах, связанных якобы с блокировкой карт, мы говорим уже много лет, кузбассовцы продолжают попадаться, – рассказывает Максим Рыжков. – Сейчас в ходу еще одна уловка: в сообщении пишут, например, о том, что с баланса карты списана некая сумма и более подробную информацию можно узнать по указанному телефону. Люди в панике звонят и сталкиваются с аферистами.
Звонящему ответит мнимый сотрудник службы безопасности банка, он расскажет о происшедшем сбое и предложит быстро решить проблему, ведь ради «своего клиента» банк готов на всё. Обеспокоенного человека попросят назвать сумму, которая была на карте на момент «блокировки», и все данные. После чего либо воспользуются ими, чтобы подключиться к мобильному банку или оплатить товар в интернете, либо попросят подойти к банкомату и выполнить ряд действий. Так жертва собственноручно переведет всю имеющуюся на карте сумму на счет мошенников.
Что делать?
– При получении сообщения о блокировке карты или списании средств позвонить на номер, указанный на обороте «пластика», либо дойти до ближайшего отделения банка.
-
Взлом аккаунтов в социальных сетях
– Аккаунты в социальных сетях также взламывают с помощью ссылок, присылаемых в сообщениях, или путем простого подбора пароля, – объясняет Максим Рыжков. – Суммы ущерба здесь чаще всего небольшие, но уголовная ответственность грозит уже по двум статьям: «Мошенничество» и «Неправомерный доступ к компьютерной информации». А в совокупности это увеличивает срок наказания.
Только вот пользователям социальных сетей от этого не легче. Ведь когда близкие люди вдруг начинают просить небольшую сумму денег взаймы, многие спокойно переводят средства. И даже не подозревают, что странички их друзей взломаны, а деньги от их имени выманивают мошенники. Правда выясняется лишь спустя некоторое время, когда реальный владелец страницы заходит в социальную сеть.
Хотя бывают и случаи более дерзкого (и крупного) обмана, как в минувшем сентябре с одной новокузнечанкой. Та получила сообщение от знакомой: мол, сломался мобильник, так что общаться мы можем только через соцсеть. А затем «подруга» попросила помочь ей, взамен пообещав подарить три тысячи бонусных очков для использования платного контента. Без тени сомнения женщина назвала номер своей банковской карты и мобильного телефона, а также сообщила коды, пришедшие по SMS. И после этого сразу получила уведомление из банка о списании с ее счета более 220 тысяч рублей.
Что делать?
– При поступлении сообщения от кого-то из близких с просьбой пополнить счет телефона или перевести в долг на карту нужно сразу перезвонить этому человеку и удостовериться, что он действительно нуждается в помощи. Кроме того, во время переписки можно задать уточняющие вопросы. Они помогут понять, не мошенник ли перед вами.