В Томском университете недавно был выставлен на всеобщее обозрение редкий экспонат из хранилища. С виду – вполне обычная деревянная игрушка-лошадка, вполне современная.
Но… Глаза лошадки сделаны из ружейных пистонов. Уздечка и седло украшены резьбой. Только хвост прост и крепится обычным гвоздем.
Но… Нынешние дети, не расстающиеся с гаджетами, таких игрушек не знают.
Как пояснили в пресс-службе ТГУ, игрушка, выставленная в их Музее археологии и этнографии Сибири, сделана из древесины кедра. Привезена Алексеем Ивановым, в прошлом – заведующим музеем, очень давно в Томск из Горной Шории. Ее в 1925-м экспедиция ученых, приехав в улус Мыски, увидела у шорского 11-летнего мальчишки – Паши Тотышева. И попросила отдать науке.
– Ребенка через игру приобщали к культуре своего народа, – пояснили интерес томских ученых к этой традиционной шорской игрушке в пресс-службе. — Игрушки для мальчиков отражали то, чем занимались их отцы: охотой, рыбной ловлей, скотоводством, земледелием. Они способствовали развитию важных для добытчика и кормильца семьи качеств: ловкости, меткости, упорства, трудолюбия.
«Кузбасс» показал фото старинной игрушки научным сотрудникам историко-этнографического музея и управлению культуры в Мысках (давным-давно не улусу, а шахтерскому городу).
— Подобной лошадки у нас нет. Традиция изготовления ее у шорцев ушла и очень давно, — сказали в Мысковском музее. – А мальчик, получается, был из рода Тотыша, первого рода, поселившегося здесь, на мысу, после гибельного наводнения, случившегося в 18 веке. В Мысках вообще живут потомки четырех уважаемых шорских родов. Но род Тотыша был первым, он дал много учителей, врачей, шахтеров.
— В названии игрушки ошибка, правильно – айначам-ат (игрушка-лошадка), — добавила Светлана Дудкина, начальник Мысковского управления культуры, спорта, молодежной и национальной политики. – Надо же, как совпало. Мы, в открывшемся рядом в Чувашке Доме народных промыслов, в творческой детской мастерской начали делать из дерева шорские игрушки, выпиливать фигурки животных. И образ этой старинной лошадки, вернувшийся сейчас в Мыски, очень кстати!