Соцсети:
Актуальное

Защитный пояс мегаполиса

27 сентября 2017 | Ирина Малакович
В «Тюльберском городке» могло бы быть гораздо больше посетителей, решись вопрос с дорогой, уверены в экомузее.

В Кемеровском районе есть несколько уникальных природных территорий, не считая реликтового соснового бора, возраст которого насчитывает более сотни лет. Однако и они испытывают негативное воздействие человека. Проблемы этих уголков природы выяснял наш корреспондент.

 Экопроблемы экомузея

Экологический музей-заповедник «Тюльберский городок» существует уже 15 лет, но знают о нем немногие кемеровчане, не о говоря уже о жителях других территорий Кузбасса. Возможно, причина этому – удаленное расположение: находится он близ деревни Старочервово, а это более 50 километров от Кемерова по правому берегу Томи, и дальше уже – только лес, поля и бездорожье.

Статус экологического музея «Тюльберский городок», основой которого является палеоэтнографический памятник, получил благодаря редким видам растений и животных из Красной книги Кемеровской области и даже России. По словам директора «Тюльберского городка» Максима Голубева, на сегодняшний день это единственное место в регионе, где в одной точке обитает четыре вида рептилий из шести известных в области, причем один из них, узорчатый полоз, самая крупная из змей, населяющих Кузбасс, вообще встречается только здесь. В районе экомузея растут одновременно и четыре вида тополя, два из которых относятся к редким и впервые были найдены в долине Томи, здесь же обитает сокол-сапсан. А еще именно на территории «Тюльберского городка» был обнаружен реликтовый вид бабочки – Эверсания украшенная, которую во всем мире встречали не более 20 раз.

«Несмотря на такую уникальность, у «Тюльберского городка»  есть ряд проблем, – говорит Максим Голубев. – Один вопрос с дорогой никак не может решиться уже почти десять лет: до деревни Старочервово еще есть асфальт, а дальше – десять километров грунтовки, и в дождливую погоду, как и зимой, музей становится недоступен. А ведь это сказывается на туризме, просвещении и окупаемости, в конце концов! Или ситуация с водой: с самого открытия «Тюльберского городка» его сотрудники и посетители пользовались водой из артезианской скважины базы практик КемГУ из-за отсутствия собственной. Последние пять лет после замены насоса в скважине вода не соответствует санитарным правилам и нормам, что подтверждают ежегодные анализы воды, проводимые лабораторией ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Кемеровской области».

Насколько актуальна проблема с водой для музея может говорить тот факт, что в сентябре 2017 года Роспотребнадзор закрыл базу практик КемГУ на 85 суток именно из-за несоответствия воды санитарно-эпидемиологическим нормам. В частности, во взятых пробах были превышены показатели по мутности, железу, а также выявлены бактерии кишечной палочки.

Причину случившегося руководитель экомузея видит в том, что на базе КемГУ за все время ее существования ни разу не чистили накопительные емкости для канализации. В результате они оказались забиты, а трубопроводы проржавели – всё это приводит к загрязнению территории базы и прилегающих к ней территории этноэкологического музея-заповедника и берега реки Томь. И уже целую неделю после закрытия базы часть экспозиций «Тюльберского городка» недоступна не только для посетителей (территории КемГУ и музея накладываются друг на друга), но и для самих сотрудников музея: все проходы опечатаны до устранения нарушений.

Мусорный вопрос ребром

Другой проблемой стала несанкционированная свалка. Дачники с расположенного рядом СНТ «Городок» устроили ее недалеко от музея. Горы мусора – вовсе не то, что должны видеть туристы рядом со средневековым сибирским острогом и древним поселением тюльберов. Эту проблему без вмешательства властей не решить, но пока ситуация не двигается с места…

С другой свалкой, расположенной в полутора километрах от деревни Старочервово, и вовсе вышел казус. Согласно «Правилам обращения с твердыми коммунальными отходами», принятыми в ноябре 2016 года Постановлением правительства РФ, ликвидировать несанкционированные места складирования твердых бытовых отходов должен либо собственник участка, либо орган, отвечающий за него. То есть, если нет частного собственника, это должны сделать либо органы местного самоуправления, либо госучреждение, если свалка находится на землях лесного фонда, являющихся федеральной собственностью. Причем в течение 30 дней. Однако в этом случае пока даже не удается установить, кто отвечает за проблемный участок: муниципалитет утверждает, что это земли лесного фонда, а департамент лесного комплекса говорит, что участок принадлежит Кемеровскому району. Разрубить этот гордиев узел должен Росреестр, куда активисты ОНФ уже обратились с запросом.

К слову, проблема несанкционированных свалок актуальна для всего Кемеровского района. Благодаря интерактивной карте на сайте общественного проекта, можно увидеть, что вокруг столицы Кузбасса крупных мусорных куч немало – больше 20. Тогда как в таком же густонаселенном Новокузнецком районе – всего три.

«Вообще, если в Кузбассе взять любой населенный пункт, то возле него найдется хотя бы одна, пусть и маленькая, но несанкционированная свалка. Но вот в Новокузнецке и Новокузнецком районе с этим попроще: сказывается наличие мусороперерабатывающего завода, – говорит активист Владимир Федченко. – А в Кемеровском районе ситуация почти не меняется уже последние лет двадцать. Если какие-то свалки и исчезают, то вскоре появляются новые. И здесь требуется не только уборка, но и экологическое воспитание и просвещение людей».

Проблему может решить появление мусороперерабатывающего завода, о строительстве которого в областном центре говорят еще с 2008 года.

Удивительно, но проблема мусора почти не коснулась заказника «Барзасский» – еще одного заповедного места Кемеровского района. Входящий в тройку самых больших особо охраняемых природных территорий Кузбасса и один из самых старейших (создан в 1964 году для охраны и разведения бобра), он почти не испытывает негативного влияния человека. Хотя его посещают рыбаки и сборщики лесных даров, но, видимо, среди них в большинстве своем сознательные люди. Мусор встречается в основном вдоль трассы Р-255. В последних числах августа в заказнике даже прошла генеральная уборка, в ходе которой была приведена в порядок значительная по площади территория заказника. Пустые бутылки, битое стекло, коробки из-под сока, жестяные банки – именно это встречалось «десантникам» чаще всего. Но при этом мусора с территории в два гектара набралось всего три мешка.

«Заказнику повезло, что на границе с ним находится только одна деревня – Дмитриевка, а от прочих населенных пунктов он достаточно удален, – объясняет начальник отдела особо охраняемых природных территорий и экопросвещения дирекции ООПТ Сергей Романов. – Так что особо мусорить там некому. Но удаленность – палка о двух концах. Из-за того, что рядом с «Барзасским» нет школ, мы несколько месяцев не можем найти для него шефов в рамках акции «Усынови заказник».

Во время августовского субботника в «Барзасском» заказнике с двух гектаров набралось всего три мешка мусора.

Во время августовского субботника в «Барзасском» заказнике с двух гектаров набралось всего три мешка мусора.

97 гектаров леса возвратом

И все-таки, несмотря на свою удаленность, «Барзасскому» не удалось избежать другой проблемы – незаконной застройки либо изъятия участков из земель лесфонда, площадь которого в Кемеровском лесничестве составляет 273,6 тысячи гектаров.

«Во всем Кузбассе эта проблема приобрела самый большой размах именно в Кемеровском районе, – сообщила старший прокурор Управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Кемеровской области Оксана Калугина. – Прокуратурой области в 2016 году обеспечен возврат 97 гектаров земель лесного фонда в реликтовом сосновом лесу из частной в федеральную собственность в деревне Журавлево. В настоящее время в Арбитражном суде также рассматривается дело по представленным прокуратурой области материалам об изъятии из незаконного владения в том же лесу участка общей площадью восемь гектаров, ранее относившегося к землям лесного фонда».

Любопытно, что в данном случае нынешний собственник этого участка (юридическое лицо, название которого не разглашается) планировал строительство поселка: поделил восемь гектаров на 40 более мелких участков. Но вот распродать их он не успел: сделки были приостановлены.

А вот в Елыкаево 18 участков, которые были выделены в лесном массиве, не вернутся в лесной фонд. Потому как установить, кто и когда передал их сельскому поселению, оказалось невозможным. Однако по решению суда строить жилые дома на этих участках тоже нельзя. В соответствии с генпланом поселения там должна быть рекреационная зона, которая уже подходит под определение городских лесов. А значит, никакого строительства.

Напомним, ранее «Кузбасс» уже сообщал, что Елыкаевский бор вместе с Журавлевским, Верхотомским, Мозжухинским, Мазуровским и прочими, расположенными в Кемеровском муниципальном районе, должен в скором времени войти в состав «зеленого пояса» вокруг Кемерова, идею о котором общественники направили в кузбасский парламент в конце августа. После принятия соответствующего областного закона органы исполнительной власти в течение 180 дней будут обязаны принять все меры по созданию лесопарковых зеленых поясов.

Другие статьи на эту тему

Более 30 школ уже модернизировали в Кузбассе по региональной программе 

Синергетический эффект от реализации нацпроекта «Образование», инициированный президентом Владимиром Путиным, дополняет региональная программа «Моя новая…

27 сентября

В Кузбассе пойманы члены ОПГ, грабившие студентов

В Ленинске-Кузнецком четыре сообщника обвиняются в грабеже и вымогательстве. Как сообщает прокуратура Кузбасса, жертвами мужчин…

31 марта

Начальника Управления транспорта и связи Кемерова уволили из-за утраты доверия

Начальника Управления транспорта и связи Кемерова уволили из-за утраты доверия. Об этом сообщили в пресс-службе…

Комментировать 0
Оставить комментарий
Как пользователь
социальной сети
Аноним
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс