Соцсети:
Актуальное

Когда школа – дом родной

23 сентября 2017 | Газета «Кузбасс»

В Кемерове уже более 50 семей сделали выбор в пользу семейного образования. Это нелегкий путь – обучать своего ребенка самостоятельно, планировать уроки, распределять время, не упустить момент общения со сверстниками. Наши сегодняшние героини – многодетные мамы, которые чувствуют в себе это призвание – обучать своих детей дома. Но сами они предупреждают: этот вариант подойдет не каждой семье, не каждому ребенку.

Наталья Мухина, психолог, мама четырех детей:

– Первое, что меня заставило переосмыслить необходимость школы для старшей дочери, – это расписание. Было не по себе от мысли, что нужно будет подстраиваться под такие вещи, как первая или вторая смена, учёба в субботу, с сентября по май. Всё это время ты привязан к зданию и никуда не можешь деться. Нет, можешь, конечно, но сразу становишься «должен», тебе нужно догонять и прочее.

В нашей жизни не было детского сада. Я привыкла, что своё расписание выстраиваю я сама. Мы свободны в решениях: куда и когда ехать, чем заполнить утро, обед и вечер. В семейном образовании ты можешь заниматься в своём режиме, в любом местоположении. Устный счёт, фонетический анализ, повторение иностранного, обсуждение прочитанных книг можно делать в дороге, на прогулке, в очереди. Музыкальные, художественные школы, секции, кружки мы не подстраиваем под школьное расписание, мы подстраиваем их под себя и свою жизнь.

Второе: зачем тратить время, практически полный рабочий день на то, что можно сделать быстрее? Моя старшая дочь похожа на меня: у неё тоже материал усваивается лучше «глаза в глаза», в индивидуальном порядке. И я понимала, что если она будет учиться в школе, мне придется большую часть материала выдавать самой, заново, во время выполнения домашнего задания. Смысл терять время? Лучше мы сядем с утра и разберём что-то сразу в том темпе, который нам по силам. И наоборот: если что-то усвоится быстрее, то какой смысл «жевать» это 40 минут?

Третье – подготовка к вузу. Вариант семейного образования помогает ребенку жить и работать в таком формате, в котором ему придется жить потом. Ребенок учится работать самостоятельно, рассчитывать силы.

Четвёртое – характер. Когда всё под контролем «всевидящего ока» мамы, то сложно списать, сделать «на отвали», сделать вид, что понял (и ничего не понял на самом деле), невозможно не сделать вообще. У них нет ситуации «вдруг не спросят, можно не учить». Они понимают, что задание, которое у них есть, – это их ответственность. Мы не торопимся попасть в план. Мы можем посвятить больше времени оттачиванию какого-то навыка. Отношение к работе, делу формируется как раз в детстве. Если вошло в привычку халтурить, халявить и «лишь бы сдать», то это очень печально.

Пятое – формат. Мы можем не только менять местоположение, но и подачу. Почти все предметы можно (и часто нужно!) учить через игру, творчество. Сейчас, благодаря Интернету, множеству пособий мы можем не быть привязаны к конкретной программе. У нас вообще нет программы. У нас только есть цель. Например, овладение счётом в пределах двадцати. А тут уж как пойдет: счёт через игры-карточки, счёты, домино, когда мама готовит, когда едем (и считаем то, что видим в окне), считаем сдачу. Можно продолжать до бесконечности.

Шестое – цена. Для того чтобы проучиться в первом классе и сдать его, нам было достаточно потратить около пяти тысяч рублей на канцтовары и книги из интернет-магазина. Причем многие книги мною куплены сборниками, сразу рассчитанными на всю начальную школу. На книги для первого класса второго ребенка я не потратила вообще ничего.

Седьмое – свобода. Я не могу и не буду сравнивать, лучше, легче или сложнее семейное обучение, чем школа. В таком обучении много других затрат и особенностей. Но, вспоминая всё вышеперечисленное, я готова «платить» и преодолевать трудности, чтобы иметь свободу от системы.

Наталья Малахова, филолог, домохозяйка, мама четырех детей:

– Вот уже пятый год я с двумя, а с этого года – с тремя детьми занимаюсь дома. Началось всё, когда второй ребенок (сын Тимофей) должен был пойти в первый класс. Тогда старшая дочь Анастасия окончила третий. Я решила, что Тима не пойдет в школу, дочка тоже захотела учиться дома. Юридически, каждый гражданин РФ имеет право обучать своего ребенка дома, сдавая ежегодно аттестацию в школе.

Почему? Потому что сын очень эмоционален и чувствителен, потому что хотелось, чтобы именно мы, родители, воспитывали своих детей, а не чужие люди. Потому что хотелось выбрать для детей круг общения и чтобы общение было качественным. О качестве образования сложно говорить (так как и дома этот вопрос решить непросто). Но, думаю, многие согласятся, что школа сильно отстает от идущего прогресса, и содержание образования не соответствует нынешним реалиям жизни.

Как у нас всё происходит? Начальную школу я преподаю детям сама, в конце года они сдают экзамены в школе. Настя и Тимофей сдавали их в школе №80, всё было хорошо. С Тимой даже во втором классе прошли еще и третий – это оказалось совсем не сложно. С пятого класса мы уходим на дистанционное обучение – через интернет-ресурсы. Теперь все экзамены дети сдают через Интернет. Сайт «Экстерн-офис», который мы выбрали для обучения, не предоставляет никаких готовых уроков. Занимаемся по-прежнему дома, дети учатся по учебникам, используем видео-уроки сайта «Интернет-урок». На сайте «Экстерн-офиса» есть тренажеры с упражнениями, вопросами для подготовки к экзаменам.

Что получили? Море свободного времени: дети посещают несколько секций, некоторые – на профессиональном уровне. Так, Настя занимается в музыкальной школе (балалайка, ансамбль, оркестр), спортивным туризмом (у нее уже взрослый разряд, множество выигранных соревнований), в прошлом году увлекалась каллиграфией, в этом году пошла в школу моделей. Тимофей тоже ходит в секцию спортивного туризма, на танцы, пробует играть на гитаре, увлекается программированием. Лада занимается вокалом, танцами и трижды в неделю ходит на развивающие занятия к нам…

Куда? В этом году наконец-то у «семейников» появилось свое пространство, о котором мы давно мечтали. Территория развития «СОВА» – это место, где родители ведут занятия для своих детей. Принципиальное наше решение: вопросы аттестации каждая семья решает самостоятельно дома, а в «СОВЕ» мы занимаемся тем, чем нравится. В целом все занятия творческие: создание творческих книжек (по-модному – лэпбук), вкусная математика (кулинарный мастер-класс), театр, программирование, создание журнала, озвучивание мультфильмов на английском. Пока мы только начинаем – открылись с 1 сентября, но очень вдохновлены. Причем и родители, и дети.

Группа у нас маленькая – семь-девять человек, а больше мы и не хотим. Уверены, что массовость – главная беда современной школы. Попробуйте услышать и заглянуть в глаза каждому ребенку, когда их у вас 30 человек!

Подходит ли это для каждой семьи? Думаю, что нет. Семейное образование требует в первую очередь большой включенности родителя в дела ребенка. Я – домохозяйка, не представляю, как я бы справлялась, если бы работала в офисном режиме с 8 до 17. И я сама уже на протяжении четырех с лишним лет периодически поддаюсь панике: «Что я делаю?! Может, лучше было бы в школе? А если я что-то недодам ребенку?» Правда, и дети, и муж быстро меня успокаивают.

Есть ли минусы? Есть. Первый, с которым столкнулась я, – это мама и учитель в одном лице. Очень сложно ребенку перестраиваться, выполнять определенные задачи, заданные мамой-учителем. Особенно трудно было с Настей, которая уже успела поучиться в школе и у которой были свои представления об учебном процессе. Сейчас, когда она уже перешла в восьмой класс, большинство учебных задач решает сама.

Второй минус – это собственно организация учебного процесса. Я не очень организованный по жизни человек, поэтому мне сложновато расписывать занятия детей. Делать это приходится, но для меня это еще и работа над собой, заодно и я становлюсь более организованной.

Третий минус, самый важный для меня, – это то, что школу, от которой мы так убегали, я принесла домой: те же занятия, по тем же программам, контрольные и экзамены в конце года. Зачем же тогда нам всё это? Четыре года я пыталась уйти от школьной системы, а это очень сложно, так как я не только сама училась в обычной школе, я еще там и работала. Поэтому я чрезвычайно рада, что наконец-то в этом году у нас появилась СОВА (кстати, это аббревиатура: семейное образование – вольная альтернатива), где можно отойти от строгих рамок школы, не думать об экзаменах и оценках.

Юлия Плотникова, мама четырех дочек, перинатальный психолог, коуч по вопросам материнства и беременности:

– У каждой семьи, которая сделала выбор в пользу семейного образования, – свой алгоритм действий. Должно быть призвание к обучению, понимание – для чего ты это делаешь и что получишь в итоге.

Хотелось бы, конечно, иметь социальную поддержку семейного образования в Кемерове. Такую, например, как в Омске. Там родители получают денежную компенсацию за получение ребенком общего образования в форме семейного…

Две мои старшие дочки – на семейном обучении. Мила в этом учебном году пройдет программу пятого и шестого класса, а Люба – третьего. Прикреплены они к школе №90, что на Южном. Здесь нам выдают все учебники, здесь же мы сдаем экзамены по итогам года. Проходит всё довольно успешно, учатся они у меня на четверки-пятерки.

Выбранная система образования учит их таким важным вещам, как планирование, например. У детей есть свои ежедневники, они учатся строить свой день грамотно, наполнять его нужными и приятными вещами. Многое мы делаем через игру: это и настроение поднимает, и знания лучше впитываются. От мира мы точно не оторваны, потому что в нашей жизни есть кружки по интересам. Музыкальная школа и плавание – каждое направление по три раза в неделю. Умение излагать мысли, строить планы, намечать цели и задачи, искать пути их решения – это очень важные плюсы от семейного обучения.

Конечно мы, родители, контролируем процесс, напоминаем о том, что нужно сделать (детям свойственно забывать). На папе у нас английский язык, математика и прочее интеллектуальное развитие. Он у нас геолог, знает много языков, систему быстрого их изучения. Хватает времени у дочек и на увлечения: сейчас для девчонок это куклы и всё, что с ними связано (одежда, украшения). Старшая, Мила, увлеклась сочинением своих сказок. И всё это легко, между учебой и секциями.

Для справки

Семейное образование можно сравнить с экстернатом: ребенок так же получает знания самостоятельно и подтверждает их сдачей экзаменов, затем ему выдают аттестат. Однако есть существенное отличие: он числится в списках учеников конкретной школы, которая обеспечивает его учебниками и другими необходимыми материалами. При этом образовательное учреждение контролирует качество полученных им знаний (аттестациями), но не сам учебный процесс.

Положение о семейном образовании дает право перейти на такую форму обучения учащемуся любого класса. Если по каким-то причинам ребенок решит, что подобная возможность получения знаний ему не подходит, он может вернуться обратно в школу. 

Другие статьи на эту тему

30 мая

Стартовало обучение участников Президентской программы «Время героев»

Началось обучение бойцов СВО по Президентской магистерской программе «Время героев».  Каждый из участников отбора обладает…

11 апреля

В Кузбассе продолжается строительство современной школы

В микрорайоне «Антипова» в Кемерове по нацпроекту «Образование», инициированному Президентом России Владимиром Путиным, возводится школа…

20 декабря

В Министерстве образования Кузбасс подвели итоги года и рассказали о планах на будущее

20 декабря, на пресс-конференции министр образования Софья Балакирева рассказала журналистам о главных достижениях за год.

Комментировать 0
Оставить комментарий
Как пользователь
социальной сети
Аноним
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс