Когда школа – дом родной
В Кемерове уже более 50 семей сделали выбор в пользу семейного образования. Это нелегкий путь – обучать своего ребенка самостоятельно, планировать уроки, распределять время, не упустить момент общения со сверстниками. Наши сегодняшние героини – многодетные мамы, которые чувствуют в себе это призвание – обучать своих детей дома. Но сами они предупреждают: этот вариант подойдет не каждой семье, не каждому ребенку.
Наталья Мухина, психолог, мама четырех детей:
– Первое, что меня заставило переосмыслить необходимость школы для старшей дочери, – это расписание. Было не по себе от мысли, что нужно будет подстраиваться под такие вещи, как первая или вторая смена, учёба в субботу, с сентября по май. Всё это время ты привязан к зданию и никуда не можешь деться. Нет, можешь, конечно, но сразу становишься «должен», тебе нужно догонять и прочее.
В нашей жизни не было детского сада. Я привыкла, что своё расписание выстраиваю я сама. Мы свободны в решениях: куда и когда ехать, чем заполнить утро, обед и вечер. В семейном образовании ты можешь заниматься в своём режиме, в любом местоположении. Устный счёт, фонетический анализ, повторение иностранного, обсуждение прочитанных книг можно делать в дороге, на прогулке, в очереди. Музыкальные, художественные школы, секции, кружки мы не подстраиваем под школьное расписание, мы подстраиваем их под себя и свою жизнь.
Второе: зачем тратить время, практически полный рабочий день на то, что можно сделать быстрее? Моя старшая дочь похожа на меня: у неё тоже материал усваивается лучше «глаза в глаза», в индивидуальном порядке. И я понимала, что если она будет учиться в школе, мне придется большую часть материала выдавать самой, заново, во время выполнения домашнего задания. Смысл терять время? Лучше мы сядем с утра и разберём что-то сразу в том темпе, который нам по силам. И наоборот: если что-то усвоится быстрее, то какой смысл «жевать» это 40 минут?
Третье – подготовка к вузу. Вариант семейного образования помогает ребенку жить и работать в таком формате, в котором ему придется жить потом. Ребенок учится работать самостоятельно, рассчитывать силы.
Четвёртое – характер. Когда всё под контролем «всевидящего ока» мамы, то сложно списать, сделать «на отвали», сделать вид, что понял (и ничего не понял на самом деле), невозможно не сделать вообще. У них нет ситуации «вдруг не спросят, можно не учить». Они понимают, что задание, которое у них есть, – это их ответственность. Мы не торопимся попасть в план. Мы можем посвятить больше времени оттачиванию какого-то навыка. Отношение к работе, делу формируется как раз в детстве. Если вошло в привычку халтурить, халявить и «лишь бы сдать», то это очень печально.
Пятое – формат. Мы можем не только менять местоположение, но и подачу. Почти все предметы можно (и часто нужно!) учить через игру, творчество. Сейчас, благодаря Интернету, множеству пособий мы можем не быть привязаны к конкретной программе. У нас вообще нет программы. У нас только есть цель. Например, овладение счётом в пределах двадцати. А тут уж как пойдет: счёт через игры-карточки, счёты, домино, когда мама готовит, когда едем (и считаем то, что видим в окне), считаем сдачу. Можно продолжать до бесконечности.
Шестое – цена. Для того чтобы проучиться в первом классе и сдать его, нам было достаточно потратить около пяти тысяч рублей на канцтовары и книги из интернет-магазина. Причем многие книги мною куплены сборниками, сразу рассчитанными на всю начальную школу. На книги для первого класса второго ребенка я не потратила вообще ничего.
Седьмое – свобода. Я не могу и не буду сравнивать, лучше, легче или сложнее семейное обучение, чем школа. В таком обучении много других затрат и особенностей. Но, вспоминая всё вышеперечисленное, я готова «платить» и преодолевать трудности, чтобы иметь свободу от системы.
Наталья Малахова, филолог, домохозяйка, мама четырех детей:
– Вот уже пятый год я с двумя, а с этого года – с тремя детьми занимаюсь дома. Началось всё, когда второй ребенок (сын Тимофей) должен был пойти в первый класс. Тогда старшая дочь Анастасия окончила третий. Я решила, что Тима не пойдет в школу, дочка тоже захотела учиться дома. Юридически, каждый гражданин РФ имеет право обучать своего ребенка дома, сдавая ежегодно аттестацию в школе.
Почему? Потому что сын очень эмоционален и чувствителен, потому что хотелось, чтобы именно мы, родители, воспитывали своих детей, а не чужие люди. Потому что хотелось выбрать для детей круг общения и чтобы общение было качественным. О качестве образования сложно говорить (так как и дома этот вопрос решить непросто). Но, думаю, многие согласятся, что школа сильно отстает от идущего прогресса, и содержание образования не соответствует нынешним реалиям жизни.
Как у нас всё происходит? Начальную школу я преподаю детям сама, в конце года они сдают экзамены в школе. Настя и Тимофей сдавали их в школе №80, всё было хорошо. С Тимой даже во втором классе прошли еще и третий – это оказалось совсем не сложно. С пятого класса мы уходим на дистанционное обучение – через интернет-ресурсы. Теперь все экзамены дети сдают через Интернет. Сайт «Экстерн-офис», который мы выбрали для обучения, не предоставляет никаких готовых уроков. Занимаемся по-прежнему дома, дети учатся по учебникам, используем видео-уроки сайта «Интернет-урок». На сайте «Экстерн-офиса» есть тренажеры с упражнениями, вопросами для подготовки к экзаменам.
Что получили? Море свободного времени: дети посещают несколько секций, некоторые – на профессиональном уровне. Так, Настя занимается в музыкальной школе (балалайка, ансамбль, оркестр), спортивным туризмом (у нее уже взрослый разряд, множество выигранных соревнований), в прошлом году увлекалась каллиграфией, в этом году пошла в школу моделей. Тимофей тоже ходит в секцию спортивного туризма, на танцы, пробует играть на гитаре, увлекается программированием. Лада занимается вокалом, танцами и трижды в неделю ходит на развивающие занятия к нам…
Куда? В этом году наконец-то у «семейников» появилось свое пространство, о котором мы давно мечтали. Территория развития «СОВА» – это место, где родители ведут занятия для своих детей. Принципиальное наше решение: вопросы аттестации каждая семья решает самостоятельно дома, а в «СОВЕ» мы занимаемся тем, чем нравится. В целом все занятия творческие: создание творческих книжек (по-модному – лэпбук), вкусная математика (кулинарный мастер-класс), театр, программирование, создание журнала, озвучивание мультфильмов на английском. Пока мы только начинаем – открылись с 1 сентября, но очень вдохновлены. Причем и родители, и дети.
Группа у нас маленькая – семь-девять человек, а больше мы и не хотим. Уверены, что массовость – главная беда современной школы. Попробуйте услышать и заглянуть в глаза каждому ребенку, когда их у вас 30 человек!
Подходит ли это для каждой семьи? Думаю, что нет. Семейное образование требует в первую очередь большой включенности родителя в дела ребенка. Я – домохозяйка, не представляю, как я бы справлялась, если бы работала в офисном режиме с 8 до 17. И я сама уже на протяжении четырех с лишним лет периодически поддаюсь панике: «Что я делаю?! Может, лучше было бы в школе? А если я что-то недодам ребенку?» Правда, и дети, и муж быстро меня успокаивают.
Есть ли минусы? Есть. Первый, с которым столкнулась я, – это мама и учитель в одном лице. Очень сложно ребенку перестраиваться, выполнять определенные задачи, заданные мамой-учителем. Особенно трудно было с Настей, которая уже успела поучиться в школе и у которой были свои представления об учебном процессе. Сейчас, когда она уже перешла в восьмой класс, большинство учебных задач решает сама.
Второй минус – это собственно организация учебного процесса. Я не очень организованный по жизни человек, поэтому мне сложновато расписывать занятия детей. Делать это приходится, но для меня это еще и работа над собой, заодно и я становлюсь более организованной.
Третий минус, самый важный для меня, – это то, что школу, от которой мы так убегали, я принесла домой: те же занятия, по тем же программам, контрольные и экзамены в конце года. Зачем же тогда нам всё это? Четыре года я пыталась уйти от школьной системы, а это очень сложно, так как я не только сама училась в обычной школе, я еще там и работала. Поэтому я чрезвычайно рада, что наконец-то в этом году у нас появилась СОВА (кстати, это аббревиатура: семейное образование – вольная альтернатива), где можно отойти от строгих рамок школы, не думать об экзаменах и оценках.
Юлия Плотникова, мама четырех дочек, перинатальный психолог, коуч по вопросам материнства и беременности:
– У каждой семьи, которая сделала выбор в пользу семейного образования, – свой алгоритм действий. Должно быть призвание к обучению, понимание – для чего ты это делаешь и что получишь в итоге.
Хотелось бы, конечно, иметь социальную поддержку семейного образования в Кемерове. Такую, например, как в Омске. Там родители получают денежную компенсацию за получение ребенком общего образования в форме семейного…
Две мои старшие дочки – на семейном обучении. Мила в этом учебном году пройдет программу пятого и шестого класса, а Люба – третьего. Прикреплены они к школе №90, что на Южном. Здесь нам выдают все учебники, здесь же мы сдаем экзамены по итогам года. Проходит всё довольно успешно, учатся они у меня на четверки-пятерки.
Выбранная система образования учит их таким важным вещам, как планирование, например. У детей есть свои ежедневники, они учатся строить свой день грамотно, наполнять его нужными и приятными вещами. Многое мы делаем через игру: это и настроение поднимает, и знания лучше впитываются. От мира мы точно не оторваны, потому что в нашей жизни есть кружки по интересам. Музыкальная школа и плавание – каждое направление по три раза в неделю. Умение излагать мысли, строить планы, намечать цели и задачи, искать пути их решения – это очень важные плюсы от семейного обучения.
Конечно мы, родители, контролируем процесс, напоминаем о том, что нужно сделать (детям свойственно забывать). На папе у нас английский язык, математика и прочее интеллектуальное развитие. Он у нас геолог, знает много языков, систему быстрого их изучения. Хватает времени у дочек и на увлечения: сейчас для девчонок это куклы и всё, что с ними связано (одежда, украшения). Старшая, Мила, увлеклась сочинением своих сказок. И всё это легко, между учебой и секциями.
Для справки
Семейное образование можно сравнить с экстернатом: ребенок так же получает знания самостоятельно и подтверждает их сдачей экзаменов, затем ему выдают аттестат. Однако есть существенное отличие: он числится в списках учеников конкретной школы, которая обеспечивает его учебниками и другими необходимыми материалами. При этом образовательное учреждение контролирует качество полученных им знаний (аттестациями), но не сам учебный процесс.
Положение о семейном образовании дает право перейти на такую форму обучения учащемуся любого класса. Если по каким-то причинам ребенок решит, что подобная возможность получения знаний ему не подходит, он может вернуться обратно в школу.