Слово шамана

Уникальный тенгрианский храм в тайге уже третий год возводит житель Таштагольского района Александр Тудегешев. В будущем он планирует стать настоящим шаманом и постоянно проводить здесь обряды.
Центр всего
Если действительно способности и силы шамана передаются по наследству, как считается у шорцев, то Александр – шаман потомственный. Его прабабушка, говорят, была очень сильной шаманкой. Сам 41-летний Александр уже сейчас проводит обряды. По его словам, многого еще не постиг. Пока просто некогда. Много сил отнимает возведение храма.
«Всё началось с того, что мне во сне приснился этот храм, – рассказывает Александр Гаврилович. – Кто-то невидимый показал мне, как он должен выглядеть, место, где он должен стоять. Показали во сне, что я буду здесь службы вести, молитвы читать. Вот я и решил его построить».
Живет Тудегешев в своем доме в небольшой таежной шорской деревне Средние Кичи. Семьей пока не обзавелся. А после того вещего сна и вовсе распродал скот и начал возводить храм Бога неба «Тегрэ».
Сооружение и впрямь необычное. Другого такого в Кузбассе нет. Хозяин заводит нас внутрь и предупреждает, чтобы мы ни в коем случае не прикасались к священному бубну. Его может брать в руки только шаман. К слову, и этот бубен, и одежду шамана, увешанную разными ленточками, Александр изготовил собственноручно. Так же, как и всё внутреннее убранство храма он сделал сам.
«Это единый Бог, вся жизнь пошла от него, Он – центр всего, – объясняют нам значение вырезанной из дерева статуи многоликого бога. – С одной стороны – лик Бога-создателя, с другой – Бога-разрушителя. Он имеет силу и создавать, и разрушать».
А вокруг главного божества в разные стороны света смотрят духи огня, ветра, земли и воды.
«А вот это нож и бич, – показывает нам Александр атрибуты для проведения обрядов. – У каждого шамана должны быть такие, это – его хранители в том мире. Они по силе равны».
На верхней фасадной части храма изображен орел, и этому тоже есть объяснение: «Одному человеку было видение, сказали, что надо на храме изобразить эту птицу».
С духами на равных
Из словарей можно узнать, что тенгрианство или тенгризм – обозначение доисламской и добуддийской религии тюрко-монгольских кочевников евразийских степей, в которой присутствует культ Тенгри, обожествлённого неба.
«Эта вера раньше была у нас, только потом всё ушло в шаманизм, – поясняет Александр Тудегешев. – А по сути, что шаманизм, что тенгрианство – это родственные направления. В них всё одно: и божества, и покровители».
Службы в этом храме будет вести сам Александр – как только закончит его строительство и начнет набирать силу шамана. Но он уже и сейчас проводит обряды.
«Сейчас уже нет настоящих шаманов. Есть люди, которые пытаются как-то шаманить, что-то делать. Сами учатся», – откровенно рассказывает он. А на вопрос, что должен уметь делать шаман, подробно перечисляет: «Раньше они и от болезней лечили, и предсказывали судьбу, управляли природой, зверями, с духами общались. Сильные шаманы могли и с Богом общаться, кто слабее – только с земными духами природы. Вот, например, у шорцев есть священная береза, пайхаза, на которую ленточки вешают. Она тоже как святая. Она живет в трех мирах. Корни ее – это нижний мир, ствол – средний, а ветки и листья – верхний мир. Вот и шаман должен общаться с духами во всех трех мирах. Но при этом он остается светлым».
Говорят, что раньше шаманы, глядя на человека, сразу могли сказать – есть у него такой же дар или нет. Но сейчас, по словам Тудегешева, можно самому догадаться по некоторым признакам:
«Это проявляется с детства, у каждого по-разному. Кому-то что-то видится, кого-то будто что-то давит во сне, еще что-то происходит… В общем, если с того мира кто-то начинает беспокоить».
А Александру четко дали понять: надо строить храм. И уже третий год он занят этим делом.
«Сейчас я почти ничего не умею, но буду развивать дар, учить древние молитвы, черпать силы у природы. Она их дает, если ее научился чувствовать, – говорит будущий шаман. – Пока же все силы уходят на стройку. Правда, и ее сейчас остановил. Не хватает денег. Хотя мне помогают люди, власти. Но деньги закончились, и я бы не отказался от помощи финансовой. И был бы рад, если бы кто-то смог помочь профессиональным советом и делом. Я ведь не строитель. С ошибками строю, по мере строительства учусь»…
И традиции, и туризм
Храм стоит в лесу у дороги, что ведет из Таштагола в поселок Усть-Кабырзу. По этому маршруту часто ездят туристы. И ни один не проезжает без остановки мимо такой достопримечательности. Тем более что у храма оборудован родник, и любой желающий может набрать здесь чистой таежной воды. А заодно и сделать пожертвование на строительство. У входа на огороженную территорию надпись на шорском: «Золотая Шория благословляет вас».
По сути, этот храм постепенно становится своеобразным духовным центром шорцев, где шаман будет проводить обряды, тем самым сохраняя древние традиции.
Вместе с тем это место уже сейчас привлекательно для туристов. Особенно тогда, когда Тудегешев проводит обряд. Многие задерживаются, чтобы посмотреть. Здесь же гостям предлагают купить кедровый орех, сувениры, а также вкусные пироги с капустой или творогом, которые печет родственница Александра Оксана Шулбаева. Она помогает и присматривать за храмом, пока Тудегешев уезжает по делам в город.
А нам он сам предложил сделать обряд на дорожку. Но прежде какое-то время смотрел будто прямо сквозь меня.
«Да, он смотрел какая у вас душа, какой вы человек, – уже потом объяснила мне Оксана. – Раз он вам сам предложил сделать обряд, значит, вы ему понравились».
Пока Александр будет оставаться здесь до осени и по мере возможности вести стройку. Но на зиму храм закроет. А круглый год храм будет открыт, когда будет построен полностью.