Когда все сделано правильно…

Сложные рифмы
Жидкие удобрения и КАСы (карбимидо-аммиачные смеси), отличительная особенность нынешнего полевого сезона в Кузбассе, очень хорошо рифмуются в последнее время не только с начавшим их производство «Азотом», но и с Гурьевским районом, одним из лидеров по применению этой новинки. Руководители трех крупнейших хозяйств района – Артур Мовсесян, Владимир Ласточкин и Николай Надеев поверили в жидкие удобрения, и, учитывая, что они работают на четырех пятых посевных площадей Гурьевского района, оказалось, что места для опытов предостаточно. Поэтому не странно, что очередной семинар производитель жидких удобрений и департамент сельского хозяйства провели именно здесь.
Добавим, что «Азот» этой весной сделал сильный ход по продвижению своей новой продукции на внутрикузбасский рынок, отгрузив шести десяткам агропредприятий удобрения на 45 миллионов рублей с отсрочкой оплаты до декабря. Этого хватило, чтобы попытать счастья, и поэкспериментировать решили многие…
Как учили, как мечталось
Пожалуй, самый главный вопрос скептиков – экономическая целесообразность больших урожаев. Не случайно многие практики уверяют: большой урожай может быть не меньшей бедой, чем неурожай. Так что среди вопросов, звучавших в полях, преобладали экономические.
— Идет уборка, а у меня нет задолженности ни перед кем, — отбивался Владимир Ласточкин. — Если кого интересует экономика, удобрений внесено на 26 миллионов рублей на площадь шесть тысяч гектаров. При урожайности от 15 центнеров уже будет прибыль. Любое внесение удобрений должно оправдаться как минимум в два раза…
— Сколько средств на удобрения и средства защиты затрачено на гектар в среднем? — спрашивали массы.
— По 13 тысяч на один гектар. Это не только по зерновым, это с учетом рапса… Но – я это уже говорил газете «Кузбасс» весной – главное, наконец-то мы начинаем работать на земле так, как надо, как нас учили, как положено…
Артур Мовсесян около своих полей сыпал историями, в которые, казалось, с трудом верит сам. Как после горохового поля, хорошенько удобренного и вовремя попавшего под дожди, давшего под пятьдесят центнеров с гектара, «тридцатник» с другого поля показался комбайнерам «плоховатым». Это при том, что раньше и о двадцати-то центнерах не всегда мечтали! Как продает зерно, почти не оглядываясь на цену, потому что нынешний урожай не войдет в склады. Что сам посмеялся бы над любым, рассказавшим о подобных урожаях рапса на гурьевских землях…
Над полями стоял отчетливый скрип: мозги переваривали услышанное и увиденное, просчитывали дебет-кредит, верили и не верили… Впрочем, может, это скрипела какая-нибудь птичья мелочь.
Чужой опыт вприглядку
Во время разъездов по полям выспрашивал у народа отношение к «жидкой» теме.
— Мы тоже занимаемся зерном, для нас это интересная тема, — объяснял Сергей Клименок, директор СХПК «Берензас», что в Новокузнецком районе. — Это ново, только начинается, поэтому приехал посмотреть и поучиться. Конечно, надо следить за новыми технологиями, надо посмотреть и потрогать, что здесь действительно есть, как люди работают. И самое главное, мы с Ласточкиным друзья, он давно звал: в этом году, говорит, у него урожай особый… Поверил ли? Особо верить нечему, потому что есть наука и доказательства. Если доказано, что эффективность выше – зачем придумывать велосипеды?! Но в любом случае сначала – потрогать…
— Жидкие удобрения очень актуальны. Ими легко работать и как основным удобрением, и при внесении в период вегетации, — размеренно убеждал Юрий Федяев, «советник по применению и внедрению жидких минеральных удобрений» (его собственная скромная формулировка). — Один из лучших путей укрепления продовольственной безопасности страны и быстрого повышения урожайности – это применение жидких удобрений… Изучая достижения науки и практики передовых хозяйств, тем самым обогащаем себя достижениями для практического применения и повышения урожайности. Лучше раз увидеть, чем семь раз услышать…
— Нет, для меня это не очень актуально, у меня и так урожай неплохой, — противничал Александр Печеркин, фермер из Ленинск-Кузнецкого района. — Я сразу не кидаюсь на непонятное, мне надо немножко осмотреться, но не горю пока желанием… Если честно сказать, кроме рапса ничего особенно хорошего не увидел…
Красота внутренней логики
Пока не буду говорить, какие урожаи выращены в Гурьевском районе: пусть сначала распихают их по амбарам, сосчитают себестоимость различных культур на фоне высоких затрат, разложат по полочкам всю экономику. Будет выгодно – кто ж откажется от такого опыта, кто враг самому себе?
Зато расскажу маленькую новость, подобранную в тот день, красивую своей внутренней логикой.
Семнадцатилетний Владислав – сын Артура Мовсесяна, ровесник семейного агробизнеса, нынче поступил в Тимирязевскую сельскохозяйственную академию. С четырнадцати лет участвовал в уборочных, работал на зернотоке, знаком со штурвалом комбайна, если нужно – сядет на погрузчик. Решил стать агрономом.
Спросил его про выбор профессии, в ответ – рассудительное:
— Мне нравится. Это благое дело – выращивать хлеб, скотину. И землю мы не загрязняем, наоборот, облагораживаем.
— Многие думают так из тех, с кем ты заканчивал школу?
— Нет, не встречал в нашем районе, чтобы кто-то собирался идти в сельское хозяйство, для всех это «коров доить», «колхозник». В основном хотят стать экономистами, юристами или врачами.
— Твой брат и двоюродные братья думают так же?
— Не знаю, что у них в головах, но, думаю, в другое русло не уйдут… А я всегда хотел работать на себя. Мое мнение – надо делать свое дело.
— «Свое» – значит «наше»?
— Да. Может, что-то сам открою со временем, химией какой-то буду торговать, как выйдет. Но и это не брошу. Отец не зря столько лет трудился…
«Причем тут логика?» – спросит кто-то недогадливо. Притом, что это здорово, это просто мечта, когда у успешных людей вырастают дети, уважающие родительский труд и готовые продолжать семейное дело. Логично и красиво.