Путёвка к пирамиде
Кузбассовцы приобрели туры на заграничные курорты по системе раннего бронирования, а в результате остались без денег, и без отдыха. По предварительным данным, директор кемеровского агентства Golden Sun организовала мошенническую схему наподобие финансовой пирамиды: предоставляла огромные «скидки» на туры, компенсируя кассовый разрыв деньгами предыдущих клиентов. Когда пузырь лопнул, владелица бизнеса перестала отвечать на звонки и удалила аккаунты в соцсетях. Правда, перед тем как исчезнуть, Александра Четверикова разослала некоторым клиентам письма о своей несостоятельности.
Сыр солнца золотого
На 2 августа на сайте сервиса отзывов Flam.ru как минимум 13 клиентов турфирмы Golden Sun заявили о том, что были обмануты её хозяйкой Александрой Четвериковой. Как правило, все из них оплатили туры заранее – по системе раннего бронирования.
«Путевки были оплачены в мае, вылет во Вьетнам должен был быть 14.08.2017, – написала 1 августа пользователь Дарья Жгилева. – В «Пегасе» (туроператор – производитель турпродукта. – Прим. авт.) сообщили, что оплаты не было. Оплачено было 216 000 руб.».
«За один день до вылета мы узнаем, что тур аннулирован, – говорится в другом отзыве. – Ни денег, ни исполнения долгожданной мечты об отдыхе всей семьей, ни самой Четвериковой нет. <…> Заранее всё продумала, продала сотни горящих туров по раннему бронированию на осень и зиму 2018 года, завлекая людей красотой, доброжелательностью, улыбкой и низкими ценами на туры».
Как пояснили в одном из кемеровских турагентств, Golden Sun привлекало новых и отбивала чужих клиентов огромными скидками. Например, тур на двоих стоил 110 тыс. руб., а туристам предлагалось заплатить за него 70 тыс. руб. Таких скидок на туры, конечно, нет и быть не могло, говорит собеседник газеты – ведь все предложения на рынке появляются, что называется, из одного котла, от одних и тех же туроператоров. Некоторые клиенты успели воспользоваться «дисконтом» (разницу за них доплатила агент – разумеется, не из своего кармана). Некоторые даже знали о его природе, но это их не остановило. Но большинство клиентов в скидку поверило, и никакие доводы о «бесплатном сыре в мышеловке» на них не подействовали.
Адекватная скидка, которую могут предоставить агенты клиента, это максимум 5-6% – почти половина от комиссионного вознаграждения, то есть прибыли, отмечает собеседник газеты. При этом генеральный директор СРО НП «КузбассТурИндустрия» Ирина Лисина предполагает, что практика даже минимальных скидок от агентства вскоре может уйти с рынка:
«Туроператоры в одностороннем порядке резко снизили комиссию для агентов. Они рассуждают: если турфирма может делиться с клиентами своей комиссией, зачем она ей? Во всяком случае, раздавать комиссию сейчас агентства не будут. Те, кто жили за счет скидок, почти ушли с рынка. Демпинговать сейчас – значит, пойти на банкротство».
Туры не горят
Ждать резкого удешевления путевок по мере приближения даты вылета не стоит, говорят эксперты: само понятие «горящий тур» сегодня – не более чем маркетиговый ход.
«Пусть места в самолёте «горят», но мы не будем скидывать, потому что появляется тенденция: они заполняются в последние два-три дня, – поясняет позицию туроператоров председатель Кузбасской ассоциации предприятий туриндустрии Юрий Голуб. – И смотришь, улетают пустыми кресла. Раньше были небольшие ценовые ямки при вхождении в сезон – даже не на саму путевку, а на некоторые её элементы. Например, плохо загружаются отели – дают спецпредложение. В каждом конкретном случае нужно смотреть, почему дешево, но таких предложений всё меньше и меньше».
В любом случае, выгодное предложение должно идти от туроператора, и проверить информацию о «промоушн прайс» всегда можно на его официальном сайте или у оператора на горячей линии. Информация о том, какой оператор формирует ваш турпакет, в обязательном порядке должна быть указана в договоре с агентом. Более того, по запросу туриста он обязан сообщить номер заявки, по которому можно будет проверить её статус: забронировано или нет, оплачено или нет. Пока – посредством другого агентства или оператора.
«С 2018 года, с введением электронной путёвки, отслеживать судьбу своего тура, как сейчас – путь посылки через сайт «Почты России», можно будет самостоятельно, — говорит Ирина Лисина. А пока первое, на что нужно обратить внимание, это на платёжный документ, который вам выдаёт агент, советует специалист. «Если фирма работает прозрачно, то она должна выдать чек – информация о нём сразу уходит в налоговую (с 1 июля 2018 года для всех предприятий, оказывающих услуги, введены онлайн-кассы), и деньги не спрячешь. В крайнем случае, вам должны выдать документ строгой отчетности, и то не написанный на коленке – есть специальные номерные бланки. Приходно-кассовый ордер никогда не был документом, который бы свидетельствовал о факте оплаты».
Кузбассовцы, посчитавшие себя обманутыми Golden Sun, пишут, что обратились в полицию или намерены это сделать. В пресс-службе регионального главка МВД 2 августа сообщили о 17 пострадавших клиентах кемеровской турфирмы. Полицейские проводят доследственную проверку.