Из ненадежных автошкол в опасные водители
В одном из недавних номеров нашей газеты начальник отдела лицензирования и лицензионного контроля Кузбассобрнадзора Максим Прокопенко рассказал читателям о том, что неуклонно растет число жалоб на оказание некачественных услуг частными детскими садами и центрами дополнительного образования, работающими без лицензий. Сегодня мы поговорим о нарушениях, которые выявляются в работе автошкол.
Они бывают государственные и частные, чаще частные. По состоянию на 20 июня 2017 года выданные Кузбассобрнадзором действующие лицензии на осуществление образовательной деятельности по образовательным программам подготовки водителей автомобиля имеют 94 организации, из них 76 (71%) – это частные автошколы. И ко многим из них немало нареканий в плане качества предоставляемых услуг и нарушений лицензионных требований. Мы спросили Максима Прокопенко о том, что это за нарушения и в какие автошколы не следует обращаться за получением водительских знаний и умений.
– Максим Александрович, понимаю, что автошколы – это тоже образовательные учреждения, а потому и они имеют право работать, лишь получив образовательную лицензию. А есть такие, что все-таки работают без лицензий?
– Нет, лицензии у них у всех есть. Дело в том, что по окончании автошколы ученики идут сдавать экзамены в ГИБДД, и там их просто не будут принимать у выпускников организации, которая не имеет лицензии. Там проблемы другие. Даже имея лицензию, они умудряются нарушать лицензионные требования. Одно из распространенных нарушений: получают лицензию на адрес автошколы, где созданы все условия, есть автогородок и так далее, а работают по другим адресам, где нет никаких условий для обучения водителей.
– А что вообще значит – «нет никаких условий»?
– Достаточно часто выявляется несоответствие образовательного ценза отдельных педагогических работников установленным требованиям; отсутствие документов, подтверждающих использование на законных основаниях отдельных помещений, сооружений (автодромов); отсутствие заключения ГИБДД о соответствии учебно-материальной базы установленным требованиям.
Эти автошколы не тратят средства на материально-техническую базу, преподаватели у них работают на основании гражданско-правовых договоров, а не трудовых, что не предусмотрено законодательством. Своих автомобилей у них нет, они у них по найму. Берут какое-нибудь неприспособленное помещение и там учат. В Новокузнецке был случай: обучение организовали в торговом центре. Занятия проводились в учебном классе, расположенном между бутиками верхней одежды… Бывает, все дисциплины ведет один человек, что невозможно: должны быть квалифицированные преподаватели по каждому предмету. Очень высока степень опасности на дорогах от водителей, которые обучаются в таких условиях.
– Почему же люди идут туда учиться? Не знают о том, что так не должно быть?
– Да нет, народ знает, что там ничего нет, что там не выдадут программу в полном объеме. Привлекает невысокая стоимость. Тем более что такие автовладельцы стремятся не обучиться качественно, а быстрее получить водительское удостоверение.
– Как много у нас в Кузбассе подобных автошкол?
– По итогам проверок 2017 года нарушения были выявлены в 17 из 27 проверенных автошкол.
– Санкции какие-то предусмотрены для нарушителей?
– Выявление нарушений влечёт привлечение нарушителей к административной ответственности, налагаются административные штрафы в пользу государства, выдается обязательное для исполнения предписание. Его неисполнение влечет приостановление действия лицензии, а затем (если нарушитель и дальше не предпринимает мер по устранению нарушений) и аннулирование лицензии. Так, например, в марте 2017 года по иску Кузбассобрнадзора решением Арбитражного суда Кемеровской области аннулирована лицензия автошколы НОУ «Магистраль» (город Новокузнецк). А вообще ежегодно Кузбассобрнадзором принимается до десяти решений о прекращении действия лицензий автошкол.
советы
Как правильно выбрать автошколу
Рекомендуется обращать внимание на следующие моменты:
* долго ли автошкола работает на рынке образовательных услуг;
* по какому адресу будет проходить теоретическое обучение, где находится (и имеется ли вообще) автодром;
* каков парк учебных автомобилей, его состояние;
* каково образование преподавателей и мастеров производственного обучения (инструкторов);
* входит ли в стоимость обучения сумма, на которую необходимо приобрести бензин для учебной езды.
Как узнать, разрешено ли автошколе проводить образовательную деятельность
Информацию о наличии у автошколы лицензии можно узнать на официальном сайте Кузбассобрнадзора. Сведения о наличии у автошколы заключения ГИБДД, что является обязательным для организаций, осуществляющих подготовку водителей, а также адресах учебных классов и автодромов, по которым автошколе разрешено осуществление образовательной деятельности, можно получить на официальном сайте ГИБДД (онлайн-сервис «Автошколы»).