Взбесившийся автобус
…Большой автобус, потерявший управление. Впереди – мостик. Речка. Неотвратимость беды. Неизбежность жуткого полета, падения и страшной братской могилы…
Но трагический сценарий оборвало настоящее чудо! Корреспондент «Кузбасса» побывал на месте событий, чтобы рассказать о катастрофе, уже вошедшей в историю региона. Живы все. Почти все…
Звездочка
18 июня обеденная жара под 40 градусов продолжала печь Кузбасс, готовясь в следующие два дня выдать абсолютный рекорд нынешнего лета – до +50.
– Муж жару, как и все сибиряки, не любил. Но, как и все, кто много лет живет любимой работой, на такие помехи, как погода, внимания не обращал. Вот и в тот день, после выходных, он выскочил из дома к часу дня, улыбаясь, наказывая мне, что именно готовить ему к ужину, – вспоминает Светлана Верещагина. – И он, как всегда, очень торопился на смену и к своей Звездочке.
Так Андрей Верещагин, 48-летний водитель, называл «свой» автобус. Тот был особенным – синим, со звездочками по борту, и в Беловском ГПАТП таким единственным. На Звездочке Андрей и работал пять последних лет. И возился с этим автобусом даже после смены подолгу, и приходил к нему всегда пораньше, чтобы еще и самому после техников осмотреть Звездочку и даже поговорить с ней. На этой машине он работал один. Лишь на дальние рейсы, в Томск, ему давали напарника.
– Водители за такую любовь к автобусу Звездочке даже прозвали Андрея Звездочетом, – тихо говорит Светлана. – Что ж, и правда автобус слушался только его. И когда Андрей был в отпуске, а на Звездочке ездил кто-то другой, он Андрею то и дело звонил, спрашивал, что и как сделать, Звездочка «заупрямилась»… И прозвище Звездочет Андрею очень даже шло, он с детства «болел» космосом…
В тот день Андрей со Звездочкой уже отвезли пассажиров из Белова в Кемерово и готовились к обратному рейсу, на 18.50. Он еще мне позвонил, с кемеровского автовокзала, помечтал, что скоро получит готовую домашнюю жареную курочку. А потом сказал: «Всё. Пора!» И это были его последние мне слова…
…Началась посадка. Автобус забрал 18 пассажиров и, выбравшись из Кемерова, взял курс на Белово. За бортом было +34 градуса. Внутри, хоть и открыты люки, душно.
Проехали полпути. Впереди справа – кладбище, дальше – село Георгиевка. В вечернем еще белесом от зноя небе показались бледные звезды. И тут со Звездочкой на земле что-то случилось…
Полторы секунды подвига
– Мы подъезжали к кладбищу, и что-то произошло… Не зря, наверное, говорят, что смерть притягивает смерть… А я сначала только увидел, с моего пассажирского сиденья, что водитель накренился вправо. Я подумал, он что-то взять хочет. Немного так накренился… Но в следующую секунду он вдруг резко упал вправо, всем телом, через две ступеньки, ударившись головой в дверь. Это произошло мгновенно, – объясняет мне и все больше ускоряет шаг, гася подступившее волнение, пассажир Олег Филиппов с места №2. – Я ни о чем даже подумать в тот миг не успел. А… перепрыгнул с моего пассажирского места на место водителя.
Когда водитель без сознания падал, он, получается, руль дернул влево, и автобус пошел влево – на встречную полосу. Там – четыре полосы. Автобус с правой полосы левую пересек, и вот уже – разделительная зеленая! И автобус уже почти на нее заехал. Вот в этот момент я и занял место водителя. Я автобус выровнял, на дорогу вернул, потом включил правый указатель поворота, прижался вправо, остановил автобус, дальше – аварийка, ручник, ну, как положено… Автобус припарковал на обочине так, что когда потом с его родного автотранспортного предприятия за ним приехали, то удивлялись, говорили мне, что всё сделали бы точно так же.
– А если бы ты не ехал этим рейсом? Кто-то другой успел бы, спас бы людей и автобус?
– Нет. Когда я уже автобус выровнял, и опасность прошла, добежал с конца автобуса еще парень-пассажир, схватился за руль… Его остановил крик Марины, моей жены: «Отойди! Не мешай! Он – водитель автобуса!» И так я завершил начатое.
А иначе удар и трагедия общая были неизбежны. Когда водителю стало плохо («скорая», которую мы вызвали потом сразу, приехала быстро, но водитель был мертв, медики сразу говорили, что оторвался тромб), и автобус понесся на «встречку», там шли джип и легковушка. До них было метров 150-200. Вторая машина уже пошла на обгон. У нашего автобуса скорость была 75-80, а они под 90 ехали. И лобовое столкновение было бы стопроцентно.
…Первые дни 42-летний Олег, спасший всех пассажиров и до сих пор с горечью говорящий о том, что водителя жалко, что во всем виновата жара, от пережитого стресса ничего толком вспомнить не мог.
– А потом, как начало вспоминаться, стал прокручивать, что произошло. И я только потом испугался. Мы же все были на волоске от смерти! Если бы я за полторы секунды не занял место водителя, не принял управление автобусом, нас никого на свете не было бы. Через несколько дней, в Татарстане, всё похоже было, там автобус перевернулся, упал на бок, на двери, и там 15 человек сгорели заживо, – говорит Олег. – Но я не герой. Просто в нужные полторы секунды оказался в нужном месте и с квалификацией, которая была единственно нужна. Это судьба.
Сейчас Олег работает на шахте. Но в прошлом он – водитель автобуса. С 2001-го работал на таких же машинах в Новосибирске и на автобусах поменьше.
– Поэтому мне автобус в управлении легок. И поэтому я с чрезвычайной ситуацией справился.
К тому же Олега на тот рейс Кемерово-Белово точно привели небесные силы. Ведь они с женой Мариной лишь днем ранее (и оба до сих пор не понимают, с чего это вдруг) собрались поехать в гости к дочке из Белова в Кемерово.
– Почему-то ни с того ни с сего рванули. И когда брали билеты из Белова в Кемерово, жена сказала: «Давай возьмем обратные билеты сразу». Я возразил: зачем, тот рейс обычно полупустым идет. Но она взяла обратные билеты, так нам и достались места №1 и №2.
А погостили мы в Кемерове, на озере Красном отдохнули, и вот 18 июня приехали на автовокзал, но рано, к 18.00. А там – через 15 минут еще рейс через Белово пойдет. И я жене говорю: давай поменяем билеты, пораньше уедем. Но Марина сказала, что нет, поедем на своих местах…
И потом, уже сев в автобус на положенные 18.50, мы хотели пересесть с наших мест подальше, к открытому люку, но передумали.
И потом – я не дремал в пути, не спал, а следил за дорогой. Так и оказался готов вовремя помочь…
Потому что в жизни Олега это уже третье такое ЧП на трассе! Два первых, наверное, были «подготовительными»…
– Дважды – предотвращал. На третий раз – спас пассажиров и автобус, – поправляет Олег. – Водительское чутье да плюс я никогда никому не доверяю в дороге, если сам не за рулем… Два года назад мы с женой ездили отдохнуть на Горный Алтай. Возвращались оттуда – автобус битком, группа из 50 человек. Я недалеко сидел. В зеркало смотрю – водитель на миг заснул. Подумал, что это мне показалось. Но потом водитель второй раз за рулем заснул. А ехали уже по территории Кузбасса, к Гурьевску. Степь, но дорога такая узкая, чуть свернул – и в лоб! Позвал старшую группы. Она пошла ко второму водителю, и тот засыпающего сменил… В другой раз я так же уснувшему за рулем водителю машины помог, схватился за руль, и мы избежали ДТП… А в третий раз…
…В Беловском ПАТП считают, что опытный водитель Андрей Верещагин, почувствовав себя плохо в дороге, начал останавливать автобус, но не смог довести операцию до конца. И называют чудом то, что пассажиром ехал такой же водитель, и он, Олег Филиппов, закончил операцию по спасению автобуса и людей, начатую Андреем. На днях транспортники вручили Олегу «Благодарственное письмо» и премию.
– Нет, водитель умер за рулем сразу, – считает все же Олег. – Он упал вправо, и я смог занять его место и остановить автобус. А если бы он упал влево и остался на сиденье, мне пришлось бы только держать руль, и всё было бы намного сложнее…
…Водителя Андрея Верещагина похоронили честь по чести. Провожало его очень много людей.
Олег Филиппов после того дорожного происшествия с головой ушел в работу. Другие пассажиры тоже понемногу приходят в себя…
А автобус Звездочка, «тоскуя» по навсегда ушедшему Звездочету, сломался и сейчас на ремонте…
19.07.2017 в 21:25
Машина АН786-42…
Ответить