Откровенный разговор
Угольщики Кузбасса адресовали министерству энергетики РФ ряд вопросов, требующих решения на федеральном уровне.
Везти нельзя копить
Встреча собственников и топ-менеджеров ведущих угольных компаний, работающих в нашем регионе, с заместителем министра энергетики РФ Анатолием Яновским случилась с подачи администрации Кемеровской области.
«Спасибо, что поддержали нашу инициативу, – обратился к замминистра и. о. губернатора Владимир Чернов. – Ведь, несмотря на то, что в отрасли ситуация стабильная, вопросов у собственников угольных предприятий накопилось немало».
Один из самых острых – нехватка железнодорожных вагонов. По словам президента ПАО «Кузбасская топливная компания» Игоря Прокудина, в этом году в течение двух месяцев снижение перевозок из-за летних ремонтов на путях составляет 40%.
«Каждый год нас обрезают, мы всё понимаем, ремонты. Но необходимо согласовывать действия! Ведь восстановить эти поставки до конца года не представляется возможным!» – заметил Игорь Юрьевич.
Ситуация осложняется еще и тем, что о ремонтных работах на железной дороге угольщики узнают в последних числах месяца, когда скорректировать графики поставок с партнерами проблематично. Заместитель министра поддержал бизнес и заверил, что обсудит пути решения проблемы с главой РЖД Олегом Белозеровым.
Нужны внятные законы
Также Анатолий Яновский всецело на стороне кузбасских угольщиков по вопросу доработки лицензионной документации. Ведь сегодня во всех лицензиях на право пользования недрами уровень добычи установлен в соответствии с действующими проектами. Но фактический объем добычи может меняться из-за ситуации на рынке. В результате фактическая добыча может отличаться от проектной как в большую, так и в меньшую сторону, что чревато штрафами. Он намерен добиваться решения этого вопроса. А для этого необходима корректировка Правил охраны недр по аналогии с газовиками и нефтяниками.
Также участники совещания обратили внимание на противоречие в законодательстве. Градостроительный кодекс РФ требует от застройщика передавать проект на Главную госэкспертизу вместе с документами, подтверждающими его права на земельный участок. А закон «О недрах» гласит, что права на земельный участок он может обрести только… «после получения лицензии на пользование недрами и оформления горного отвода, а также после утверждения проектной документации для проведения указанных работ».
«В итоге мы имеем проекты, которые не можем реализовать из-за несоответствия в законодательстве», – отметил генеральный директор ЗАО «Стройсервис» Дмитрий Николаев. По его словам, строить угольное предприятие «с нуля, в чистом поле» сейчас нереально сложно.
Волнуют угольщиков и новые законодательные инициативы. Так, во время прямой линии с президентом школьник из Приморья задал вопрос об угольной пыли в Находке и попросил Владимира Путина решить проблему с перевалкой угля открытым способом в порту города. Депутаты Госдумы откликнулись моментально: глава комитета по экологии и охране окружающей среды Ольга Тимофеева предложила уже с 1 ноября запретить хранение, обработку и перевалку угля открытым способом на морских терминалах. Для угольщиков такая мера убийственна – ведь более половины поставок «черного золота» идет на экспорт. Закрытие угольных терминалов сделает сотрудничество с зарубежными партнерами невозможным.
«Надо понимать, что, оставшись без экспорта, мы потеряем всё», – говорят угольщики.
Замминистра заверил, что он в курсе ситуации и выступает категорически против такого законопроекта. Ведь претензии возникают, главным образом, к полулегальным «угольным кучам», близ портов. К добропорядочным собственникам терминалов вопросов в части экологии нет. Но предлагаемые изменения в законе затронут многих. Причем не только угольщиков.
«Например, то же самое можно сказать о перевозке глинозема, – сказал Яновский. – Мы будем прилагать все усилия, чтобы данная инициатива не оформилась даже в режиме первого чтения».
Любители легкой наживы
Говорили собственники угольных компаний о многом. В том числе о предприимчивых гражданах, которые предъявляют к угольщикам завышенные претензии. Например, «квартиру в Москве», за переселение из промзоны. Иначе – засыпают жалобами все инстанции, к бизнесу идут многочисленные проверяющие…
Более того, в последнее время в регионе получила распространение практика, когда ушлые граждане, узнав о планах бизнеса работать на каком-либо земельном участке, арендуют или выкупают в потенциальной зоне ведения работ несколько соток. А потом торгуются и пытаются «сдать в аренду» бизнесу свои участки за немыслимые деньги. Как пояснил Владимир Чернов, эта проблема актуальна не только для угольных компаний, но и в других сферах. Например, для сельского хозяйства. В ближайшее время, по словам Чернова, пройдут встречи с главами муниципалитетов с целью искоренить эту практику. Не исключено, что впоследствии это выльется в законодательную инициативу.
Угольщики попросили сделать такие совещания регулярными, хотя бы раз в квартал. Необходима, чтобы была единая политика центра и регионов – уверены представители большого угольного бизнеса. Анатолий Яновский обещал, что диалог будет постоянным.