Соцсети:
Актуальное

С детства на коне

6 июля 2017 | Татьяна Фомина
Виктор Стефанкин с детства любит лошадей. Фото: Сергея Гавриленко.

Я встречала молодых людей с разными увлечениями. Кто-то интересуется программированием, кто-то – авиамоделированием, кто-то – иностранными языками, математикой, хореографией или вокалом, кто-то книжки читает запоем. Но чтобы юноша двадцати лет был настолько, до всепоглощающей страсти, увлечен сельским хозяйством – такое увидела впервые.

Зовут его Виктор Стефанкин, в этом году он окончил Кемеровский аграрный техникум им. Г.П. Левина, где получил профессию агронома. Учился вдохновенно и старательно, о чем говорит красный (то есть с отличием) диплом, в котором единственная четверка – по русскому языку.

Высокий, мощный, уверенный в себе парень, как-то по мужски спокойный, возвышаясь надо мной головы на полторы, буквально с нежностью, неспешно и обстоятельно рассказывает о любимых питомцах, обитающих на семейном подворье Стефанкиных в селе Бархатово Топкинского района. Рассказ затрагивает всех домашних животных, начиная с лошадей и заканчивая дождевыми червями, которых он разводит с пользой для дела. Кстати, дипломный проект, над которым Витя работал года три, именно червей и касается.

Он вообще-то житель городской, из деревни семья перебралась в Кемерово еще когда мальчик и в школе не учился. Но ощущает себя селянином, с родным Бархатовым связи не прерывает. Там и родственники остались, и хозяйство свое Стефанкины там развивают. И глава семьи Петр Викторович всё время проводит в Бархатово. Виктор летом тоже там живет постоянно, а зимой все выходные там проводит. Приезжает не с тем, чтобы отдохнуть, а работает рука об руку с отцом: строят то дом, то баню, то пасеку, за скотиной ухаживают, корма заготавливают – да мало ли в деревне работы. И заставлять его не надо, он сам это дело любит.

Я слушаю Витю и не могу скрыть удивления:

– Тебе говорили, что твое увлечение несколько необычно для молодого человека нашего времени? Почему именно сельское хозяйство?

– Да, и говорили, и сам вижу, что мало кто из молодых стремится в село, – отвечает он. – А я с детства тянулся к сельскому хозяйству, всегда хотел стать агрономом. Мне, как и моему отцу, не нравится городская суета. У нас в селе свой приусадебный участок, держим хозяйство, скотину. А я совсем маленьким был, когда заинтересовался такой жизнью.

Чувства, которые не объяснишь

Впервые он сел на коня, когда был еще дошкольником.

– Мне лет шесть было, – вспоминает Виктор. – Прихожу однажды по осени в комнату к отцу рано утром, бужу его: «Вставай, пора идти управляться». Я постоянно его будил и сам с ним ходил всегда. А у нас тогда кошка была, Леди ее звали. Так в тот раз захожу я к нему в комнату, разбудил, а он говорит: «Теперь у нас две Леди». Я удивился, не понял. А он мне: «Иди в стайку, посмотри». Захожу, смотрю, стоит красавица – молодая гнедая кобыла, высокая, статная, ее тоже, как оказалось, звали Леди. Мы не сразу ее запрягли, меня не спешили посадить верхом – отец побаивался, дескать, мал я еще. Но ближе к весне, когда снега было много, я сел все-таки на нее, тогда и почувствовал всё это… Я не знаю, каким словом это чувство назвать… После этого у меня к коням любовь. Сейчас у нас их четыре. Три кобылы и жеребец. Общий язык нахожу с лошадьми, что ли. Они такие большие, прекрасные. Чувствуешь, что это твое. Эти эмоции так просто не объяснишь. Конь – это умное животное. Он привыкает к человеку. Знают своих, отличают чужих. Приезжаешь, свистнешь издалека – ответят, поприветствуют.

– Витя, а зачем ты, такой маленький, с отцом ходил управляться по утрам? Что тебя интересовало?

– Управляться – это сено подложить, от навоза стайку почистить и так далее. Этим и занимались. А вообще-то я туда тянулся, чтобы посмотреть: а вдруг там что-то новое? Вдруг овечка окотилась? Интересно было, какого цвета ягненок, какой он, баранчик или ярочка. Или, может, корова отелилась, хотелось на теленочка посмотреть. Шел всегда с надеждой на что-то новое, интересное. И действительно бывали моменты, когда надежда оправдывалась. Стены не менялись, но новый жилец появился.

В подворье Стефанкиных, кроме четырех коней, две коровы, два быка, баранов почти 280 голов.

– Это правда, что бараны тупые?

– Как сказать… Это такое специфическое животное. У них стадное чувство сильно развито. Но не сказать, что они такие уж и глупые. Как и люди, они разные. Есть у нас овечка одна, мы ее с маленького вырастили. Назвали Дашей. Ее мать умерла во время окота. Заходишь в стайку, окликнешь: «Даша, Даша!» – она на имя откликается, идет к тебе. Начинает играть, бодать, а то ходит рядом, как собака. Но обычно одно имя на всё стадо дают, одну овцу зовешь, идут все.

Да, есть у меня еще одна любимица – собака лайка Пурга. Это мой верный друг, не знаю, какими еще словами выразить наши отношения.

Всё живое

– Сельскохозяйственный труд очень тяжелый, да и не всегда прибыльный… Стоит ли жизнь этому посвящать? – размышляю я вслух.

– В последнее время я стал задумываться о развитии сельского хозяйства в деревне, – отвечает Виктор. – Рабочих мест в деревнях очень мало. У нас в Бархатово из предприятий только два магазина и пилорама. Но с молодежью разговариваю, потому знаю, что понимание приходит: можно и в деревне остаться, развиваться, свое хозяйство держать. Создавать что-то для себя и для других. Хотя труд сельскохозяйственный, конечно, непростой, незнающему человеку непросто успеха добиться.

Были приезжие, которые пытались заняться развитием овцеводства, например, но не смогли справиться с финансовыми трудностями и уехали.

– Витя, а как в деревне к вам относятся? Не завидуют тому, что у вас всё ладится?

– Нет, не завидуют. Наоборот, поддерживают. Особенно в последнее время, когда увидели, что можно заняться сельским хозяйством, нужно только желание.

…Тема дипломной работы Виктора Стефанкина звучала так: «Культивирование красных дождевых червей на приусадебном участке». Дождевые черви – очень хорошие перерабочики разнообразных пищевых отходов и, что главное в данном случае, – скапливающегося в подворьях навоза. Черви при определенных условиях превращают всё это в биологическое удобрение – биогумус. Сама по себе тема не нова, теоретически разработана давно. Но ценность работы Виктора заключается в том, что он применил теорию на практике в своем хозяйстве, что и было отмечено на защите дипломного проекта. Молодой исследователь привлек дикую популяцию дождевых червей и получил за лето из навоза 100 литров биогумуса.

После получения диплома агронома выпускник аграрного техникума планирует поступить в Кемеровский сельскохозяйственный институт. Уже отнес документы в приемную комиссию. Выбрал специальность «технология производства продукции животноводства».

Другие статьи на эту тему

10 сентября

Кузбасское региональное отделение «РСО» впервые стало обладателем Знамени Всероссийского проекта

В 2024 году Сахалин впервые принял Всероссийский сводный студенческий сервисный отряд «Первый рассвет», который стал…

К каждой бурёнке – индивидуальный подход

В Кузбассе выбрали лучшего по профессии среди зоотехников-селекционеров.

В Кузбассе стартует Всероссийский фестиваль студенческого творчества аграрных вузов

С 16 по 19 мая более 500 студентов аграрных вузов Москвы, Санкт-Петербурга, Бурятии, Самары, Казани,…

Комментировать 0
Оставить комментарий
Как пользователь
социальной сети
Аноним
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс