Мы тебя избрали. Мы с тобой
Под таким заголовком был опубликован материал на первой полосе газеты «Кузбасс» от 21 октября 1997 года. Наше издание одним из первых обнародовало самые свежие, пока еще – предварительные итоги выборов губернатора региона. Трое кандидатов значились в избирательном бюллетене. За В.Я. Медикова проголосовали 2,03 % избирателей, за Н.А. Останину – 0,37 %. Безоговорочную победу одержал Аман Тулеев. Ему поверили 94,56 % пришедших на избирательные участки кузбассовцев.
Слова поддержки
Эта дата стала знаковым событием непростой «шахтерской десятилетки» 1987–1997 гг. Напомним, дабы снять социальную напряженность в Кузбассе, Борис Ельцин принял решение снять с должности Михаила Кислюка, возглавлявшего регион, и с 1 июля 1997 года главой администрации Кемеровской области был назначен Аман Тулеев.
Тулеева уже знают не только в Кузбассе, но и во всей стране – он к тому моменту дважды, в 1991 и в 1996 годах, баллотировался на пост президента России. Причем во время выборов президента РСФСР, которые прошли 12 июня 1991 года, Аман Тулеев получил 6,81 % голосов избирателей. Это четвёртый результат из шести. В августе 1996 года он был назначен министром Российской Федерации по сотрудничеству с государствами – участниками Содружества Независимых Государств. Яркого политика поддерживают не только в России, но и за рубежом. Вот, например, несколько посланий, присланных в наше издание во время предвыборной компании 1997 года, которые, на наш взгляд, передают атмосферу того времени.
«Сегодня пятый день как вы, Аман Гумирович, глава области. Ничего вокруг, казалось бы, не изменилось, а наша семья встает и ложится с ощущением душевного облегчения. Мы оптимисты по натуре, скромные, как и большинство. Знаем, что после того, что наворочено, сразу не разгребешь. Пусть наша вера в вас будет вам моральным помощником», – писали в редакцию газеты в 1997 году представители семьи Воловяшко из Кемерова.
«Побольше бы России таких губернаторов, как вы, Аман Гумирович! Вы сейчас фактически находитесь на линии фронта, фактически на передовой. Преклоняемся перед вашим мужеством!» – пишет семья Юкиных.
Были даже весточки из других стран. Вот, например, какое, своего рода «пророческое», послание прислал Виктор Вольф (Имменсштадт, Южная Бавария, ФРГ).
«Здравствуйте, Аман Гумирович! Поздравляю вас с экстренным назначением на должность губернатора Кузбасса. Это ваша большая победа над Кислюком и, можно сказать, наглым демократизмом. Пишу вам из-за большого уважения к вашей неугомонной любви к людям. Но мой вам совет – порвите с КПСС…»
«Вспоминать об этом страшно!»
Об этом непростом периоде сказано много, написаны книги, защищены докторские диссертации, и даже сотни страниц не хватит, чтобы рассказать обо всем. А вот что сам Аман Гумирович рассказал об этом времени в недавнем интервью медиапорталу «Караван»:
«В 1997 году в Кузбассе был практически полный развал производства. 43 закрытые шахты, 150 тысяч человек уволены. Промышленность остановлена, упадок в сельском хозяйстве, заброшенные земли. Постоянные митинги, народ стоит на площадях, шахтеры стучат касками у Белого дома, перекрыт Транссибирский ход. Большинство кузбассовцев фактически находились на грани выживания в полном смысле этого слова! Пенсий нет, зарплаты не выплачивали месяцами, а детские пособия вообще годами! А если и выплачивали, то не деньгами, а продукцией: утюгами, чайниками! Немыслимые очереди за хлебом, за молоком…
Как только не называли тогда Кемеровскую область: и «экономической дырой», и «пороховой бочкой России»! Говорили: «Если Кузбасс чихнёт, то во всей России насморк». Вспоминать об этом страшно! Самое страшное – у людей не было доверия к власти, ни к федеральной, ни к региональной. В тот момент, когда я возглавил регион, надо было справиться с двумя главными угрозами. Во-первых, это надвигавшаяся нищета и разруха. Многие люди были почти в отчаянии. Помню, как я не спал ночи, думал, где найти деньги, чтобы выплатить зарплату учителям, врачам, как помочь нашим ветеранам элементарно выжить, ведь их грошовой пенсии не хватало даже на хлеб и молоко, да и ту не платили! Во-вторых, это криминал.
Корень обеих этих угроз был в бедственном положении базовых отраслей кузбасской промышленности – в неплатежах, мутных посреднических схемах, нарастающих убытках, неэффективной и нерациональной организации производства.
Нужно было, не распыляясь, вытянуть наши базовые отрасли – угольную, металлургическую, химическую. Закрутится промышленность – пойдут отчисления в бюджет, наполнится казна. Тогда и будут деньги на образование, здравоохранение, на поддержку детей, ветеранов.
Первым делом убрали так называемых посредников. На ряде крупнейших предприятий Кузбасса были заменены недобросовестные собственники и управленческие команды, которые своей безответственностью и воровством наносили огромный ущерб экономике как предприятий, так и региона в целом. День за днем, шаг за шагом мы наводили порядок, искали пути выхода, подключали все резервы, чтобы выплатить долги по зарплатам, пенсиям, чтобы запустить остановленные предприятия. Постепенно были выстроены справедливые и открытые правила игры. Возникла эффективная система государственно-частного партнерства….»
У яркого политика Тулеева много друзей. Но и врагов немало. Но и те, и другие согласны в одном: именно Аману Тулееву удалось вытащить Кузбасс из экономической пропасти, наладить жизнь в регионе. Это факт, с которым не поспоришь.