Транспортная оптимизация
Как уже сообщал «Кузбасс», в регионе впервые прошел форум транспортников. На нем были озвучены проблемы отрасли, намечены пути их решения и предложена к разработке общая концепция развития транспортной сети в Кемеровской области.
Выбраться из ямы
Форум «Общественный транспорт Кузбасса-2017» объединил около 70 представителей муниципальных и частных перевозчиков транспортных предприятий всех городов и районов области, представителей администраций. Проведение его назрело давно.
«Вопрос возник не сегодня. В связи с тем, что транспортные предприятия региона имеют ряд проблем, нам необходимо найти пути их решения, – объяснил актуальность проведения мероприятия начальник департамента транспорта и связи Кемеровской области Евгений Курапов. – Понятно, что у областной и городских структур, которые занимаются субсидированием общественного транспорта, нет сейчас финансовой возможности. Потому будем изыскивать резервы, чтобы выйти из этой ситуации. Мы собрались на этот мозговой штурм, чтобы обсудить проблемы отрасли и наметить пути их решения, так как наша работа направлена, прежде всего, на обеспечение комфорта пассажиров».
Все разные, проблемы – общие
На форум собрались представители как государственных, так и частных предприятий. Проблемы у всех общие. Коммерческий перевозчик из Новокузнецка Денис Щедрин полагает, что не должно быть никакого разделения:
«Проблема начинается тогда, когда власть начинает делить муниципальщиков и частников, говоря, что одни «хорошие», а другие «барыги». Нельзя нас делить, нас нужно объединять. Многое зависит и от самих начальников управлений по транспорту. Надо работать со всеми одинаково, а не как у нас в Новокузнецке получается. С начальником управления у нас постоянно казусы: нет, чтобы поддержку оказать, он на нас пишет во все инстанции: наказать, проверить и т. д. Сплошные подавления и штрафы, и частник идет в убыток. Нам не дают работать своими проверками. Для чего это делать? Если соблюдать все необходимые нормы и требования, то и себестоимость проезда будет доходить до 50 рублей. Кому это надо? Проблемы с запчастями и ГСМ у всех одинаковые, нет такого, что у одного не хватает на колеса, у другого – на масло, у всех одно и то же».
Плюс инфраструктура
Генеральный директор одного из крупнейших перевозчиков областного центра – «Кемеровской электротранспортной компании» Евгений Швецов считает, что рычагом для дальнейшей нормальной работы транспорта могло бы стать внедрение безналичной системы оплаты проезда и развитие транспортной инфраструктуры.
«Если представить, что 100 % пассажиров оплачивают проезд, у нас бы проблем финансовых не было. А реально оплачивают его сегодня, по разным подсчетам, и в Кемерове, и в Новокузнецке только 40–50 % пассажиров, – констатирует Евгений Александрович. – В результате проезд в общественном транспорте носит полубесплатный характер. Введение безналичной системы даст перевозкам прозрачность и контроль каждой поездки. Я думаю, ближайшая перспектива – объединение в акционерное общество, куда будет входить и общественный, и коммерческий транспорт. Если бы меня спросили, я бы туда определил еще и транспортную инфраструктуру, которая может развиваться. Мы могли бы оказывать больше услуг пассажирам, сделать комфортные помещения, где будут построены терминалы для пересадки, кафе и магазинчики, чтобы пассажиры ожидали свой транспорт в комфортных условиях. При этом не требуется вложения государственных средств. У нас сегодня достаточно инвесторов, которые бы с удовольствием за это взялись. Это реально, если мы будем делать это всем миром и понимать цели и задачи, которые перед нами стоят».
Работа на износ
А пока непростое финансовое положение не позволяет многим перевозчикам даже обновлять автопарк. К примеру, стоимость нового троллейбуса сегодня составляет от 12 миллионов рублей, нового трамвая – от 25 миллионов. Потому парк техники ежегодно ветшает. Логично, что выход подвижного состава из строя вызывает справедливое возмущение пассажиров (особенно в зимнее время) и многочисленные замечания контролирующих органов.
По данным начальника управления по транспорту и связи администрации города Новокузнецка Александра Адамовского, в южной столице Кузбасса износ автобусов в среднем составляет 75 %, трамваев – 91,8 %, троллейбусов – 97 %. По статистике гендиректора «КЭТК» Евгения Швецова, в областном центре из 80 трамваев 29 эксплуатируются за пределами нормативных сроков, из 91 троллейбуса – 40.
Один из вариантов снижения затрат на обновление подвижного состава – организация капитально-восстановительного ремонта на базе кузбасских транспортных предприятий. Что, например, и было сделано в трамвайном депо КЭТК, имеющем большой опыт капитально-восстановительного ремонта. На предприятии, с использованием узлов трамвайных вагонов, поставляемых поагрегатно, с 2006 по 2013 год были «откапиталены» более 40 трамваев. Такой ремонт дает возможность сэкономить до 10 млн бюджетных средств на каждую единицу.
Ежегодно и вместе
Участники форума предложили проводить обсуждения ежегодно, с участием представителей депутатского корпуса, исполнительной власти, органов местного самоуправления. Кроме того, решено создать общественную комиссию транспортников Кузбасса, куда войдут все заинтересованные стороны.
По итогам форума департамент транспорта и связи, с учетом всех поступивших предложений, составит резолюцию (она будет готова уже на этой неделе). Резолюция станет рабочим документом для общественной комиссии транспортников (она также будет сформирована в ближайшее время). Так представители отрасли надеются всем миром находить эффективные решения, а это, в свою очередь даст возможность кузбассовцам-пассажирам без проблем добираться из пункта А в пункт Б комфортно и безопасно.