Актуальное

Два в одном. В поисках гармонии

9 июня 2017 | Игорь Алехин
Игорь Шемчук во время путешествия. Правда, та его борода с нынешней, четырехлетней, имеет мало общего. Фото: Михаила Полубедова.

У старины Шема – прическа под ноль, окладистая борода, татуировки, мотоцикл, путешествия. Игорь Шемчук – проректор по административно-хозяйственной работе Кемеровского сельскохозяйственного института, два высших образования, глава семейства, 43 года. Пытаюсь понять, как эти две данности уживаются в одном человеке…

 – Игорь Владимирович, как нормальный человек становится байкером?

– Давайте сразу определимся в терминологии: не байкером, а мотоциклистом. Для меня байкер – это американизированный образ человека, который постоянно на чоппере, весь в коже, живет только этим, неизвестно на что…

– Бандана, куртка-косуха, девица за спиной, алкоголь, тяжелый рок?

– Видите, вы и сами всё знаете. Лично мне такой образ очень нравился в 2005 году, когда я сел на мотоцикл. Но если сначала, то меня научил кататься на «Яве» брат, когда я был в третьем классе, хотя мопедно-мотоциклетного детства у меня не было. В 2002 году в первый раз поехал на мотофестиваль, был сочувствующим: мне нравилась атмосфера, палатки, костры, вся романтическая составляющая. В 2005 году по случаю взял мотоцикл Honda Steed 400 – самый легкий в управлении среди чопперов. Я был нереально крут: косуха с развевающейся лапшой, кожаные штаны со шнуровкой, казаки, ездил по городу в бандане, процесс самолюбования зашкаливал. Потом пригласили в Томск на день рождения мотоклуба «Стальной ветер», и произошла переоценка ценностей. По яркости впечатлений эта недалекая поездка оказалась сравнима с многодневным путешествием, потому что это был первый подобный выезд, определенный опыт, расширение горизонтов… Теперь с иронией отношусь к людям, которые называют себя байкерами, носят всякую атрибутику – цепи, перстни…

– И бороды?

– У меня это обычная русская борода: окладистая, православная. Женщины наращивают грудь, татуируют брови, волосы красят, а у нас проще: отрастил бороду – мужик! Но я отрастил ее до того, как бороды стали «мейнстримом», как сейчас пишут в соцсетях.

– А татуировки?

– Сделаны осознанно. Долго думал, выбрал, на правом предплечье – требл, то есть растительный рисунок, на левом – эмблема нашего мотоклуба Cerberus, знак привязанности.

– То есть некоторое сходство с байкером все-таки налицо?

– Когда так называют – не обижаюсь, но это не совсем верно.

– Работа, семья, мотоцикл – расставьте, пожалуйста, приоритеты.

– Думаю, это некий симбиоз в равных долях: дети и семья, работа и мое увлечение. Причем мне очень интересна моя работа, многие говорят, что я нахожусь на своем месте. Но, как смеюсь, без мотофестиваля «Полный газ!» я, наверное, не смог бы здесь работать. Организация фестиваля на несколько тысяч человек – дело очень серьезное. Я комендант лагеря, на мне электричество, змеи, начало и конец драк, спецслужба, вывоз канализации, вся транспортная логистика и еще много чего другого. Моментально принимаешь решения, получаешь огромный опыт, это закаляет.

– Самое интересное ваше путешествие?

– Если зафиксировать все, коллекция получится впечатляющая, но это сродни хвастовству. В то же время любой мотопутешественник в некотором роде хвастун, ведь у него задача приехать в Тьмутаракань и сфотографироваться возле указателя, а мне важен и процесс, не только результат.

Хорошо помню Владивосток, 2010 год: крайние точки континентов всегда каким-то образом привлекают… Последняя поездка – на Байконур, пусть и небольшая, всего семь тысяч километров, но с точки зрения проникновения на юг для меня самая южная… Поездки в еще украинский Крым, в Брест, Мурманск, Львов… Максимальный суточный пробег – 1940 километров за 22 часа 40 минут, это было на маршруте Кемерово–Тюмень–Ирбит–Екатеринбург. В нормальном путешествии таких перегонов не делаешь, обычным считается суточный перегон в тысячу километров… Максимально долгое путешествие – 53 дня, это пять лет назад, маршрут Кемерово–Самара–Омск–Астана–Кустанай–Уральск–Краснодар–Керчь–Севастополь–Одесса–Кишенев–Львов–Брест–Киев–Кемерово…

В 2006 году, после путешествия на Байкал, я дал себе обет: пока не объеду весь Советский Союз, а я в нем родился и до сих пор считаю его своей страной, я не буду ездить куда-то за границу.

– Переведите такое путешествие на деньги…

– Есть переводные таблицы, которые показывают, сколько нужно денег на бензин, на еду. На нормальный суточный перегон в зависимости от типа мотоцикла требуется 2-3 тысячи рублей, по другим расходам есть вилка. Часть людей едет, не касаясь цивилизации, ночуя в палатках, кушая то, что взято с собой, это один бюджет. Второй вариант – едут люди обеспеченные, живут в гостинице несколько дней, ходят по городу и по ресторанам – это другой бюджет. И третий вариант: в мире и в стране во многих городах есть система байкпостов, где путешественника примут, накормят, помогут. Как правило, этим занимаются фанатики, которые много ездят и сами.

– На чем ездите вы?

– У меня сейчас Honda Transalp – длинная ходовая вилка, усиленная версия кроссового байка. Он позволяет (может, и не слишком быстро) путешествовать на любые расстояния. В прошлом году он съездил в Ямбург, это Заполярный круг, в Самару… Отношусь к нему, как к живому существу, у него шутливое прозвище Трансляп.

– Идеальная компания для вас – сколько человек?

– Я люблю ездить один. Чтобы всё зависело только от тебя самого.

– Расскажите про семью.

– Жена, двое детей. Сыну семь, дочери 22 года.

– Они имеют какое-то отношение к мотоциклам?

– С женой одиннадцать лет назад съездили в путешествие, и я сказал: больше никогда в жизни не будешь со мной ездить. Потому что когда девушка сидит сзади, у тебя полностью меняется ритм. Ей нужен душ каждый день, белые простыни, ей нужен уровень комфорта, который ты в дороге не можешь обеспечить, это раз. Второе: я сказал, что в случае чего у детей должен обязательно хоть один родитель быть живым. Понимаете, форс-мажор никто не отменял, бывает, что ты управляешь ситуацией полностью, но стечение обстоятельств – трагическое…

Дочь несколько лет назад захотела сдать на категорию «А», чтобы водить мотоцикл, я категорически запретил. Я вообще считаю, что женщина должна стоять беременная на кухне, босая и с распущенными волосами, а на мотоцикле ей делать нечего (смотрит на реакцию и азартно смеется. – Авт.). Сыну это интересно как любому мальчику, который тянется к технике, но я не мечтаю, чтобы он стал мотоциклистом. Заработает, захочет сесть – всему, что знаю, научу. Но подталкивать – нет. Я никогда не помогаю людям сдать на права, я всегда интересуюсь, зачем им нужен мотоцикл. Есть такой стереотип: девушка, попадая в аварию, закрывает глаза руками: «Ой, мамочки!» Не хочу, чтобы такая девочка или мальчик попали в аварию и не хочу быть хоть сколько-то причастным к этому.

– Ревнует ли вас семья к мотоциклу?

– Ревнует. Бывает, возникают конфликты, что нужно где-то оздоровить ребенка, а у меня в это время запланирован пробег. Ищем компромиссы.

Разные мотоциклисты такие проблемы решают по-разному, к примеру, мой друг Геннадий Шатов перед кругосветным путешествием развелся с женой, чтобы она не очень переживала. А вернулся – женился на ней снова. Она у него модель, красавица… В его книге «Философская кругосветка» масса удивительных фотографий, среди них есть одна с комментарием: он лежит в чилийской пустыне Акатама со сломанной плюсневой костью и мыслью: а зачем я сюда поперся? Дома у жены грудь четвертого размера, а я тут лежу, поломанный?!

– Но лично для вас удача, что вы попали в мотоциклисты?

– Появление мотоцикла абсолютно изменило круг общения, расширило его. Можно просто сидеть вместе, выпивать чай, кушать тушенку, а потом выяснится, что с тобой сидит мэр города, который проводит фестиваль. Впрочем, он может оказаться хоть безработным, хоть студентом. Мотоцикл дал мне очень много друзей и наполнил жизнь новыми смыслами.

– Бывают мотоциклисты, которые практически не ездят. Ваше отношение к ним?

– Раньше я как член совета клуба думал, что таких надо выгонять. Но в одном из путешествий, а в дороге появляется время, мозги начинают приходить в порядок, – понял, что один ездит на спортбайке очень хорошо и много, другой в гараже с болгаркой и сварочным аппаратом постоянно что-то делает, третий… У каждого своя любовь. Если постараться, то можно придумать пару десятков разновидностей любви к мотоциклу, и ты не имеешь права указывать, быть ему гонщиком или моделистом-конструктором.

– Если вас увидеть в темной подворотне, то можно и испугаться. А у вас бывает негативная реакция на внешность?

– Я ненавижу волосатых мужиков-металлистов (опять смеется. – Авт.). Причем у меня много волосатых друзей-металлистов, которые при ближайшем знакомстве оказываются интереснейшими людьми. Здесь нет стереотипа. Знаете же мальчишескую примету, что лучшим другом становится тот, с кем сначала подрался? Если после внешнего раздражения ты узнаешь человека по поступкам и меняешь точку зрения, это нормально. Но бывает, человек развитый, галантный, и вдруг вижу, как он разговаривает по-хамски с официантом, который статусом ниже, или собачку пнет, и у меня сразу заканчивается весь позитивизм. Я ненавижу таких людей. И еще врунов. Рассказывает всем, как служил в десанте, плачет о погибших друзьях, а потом оказывается, что он не умеет стрелять и парашюта не знает. Сразу вычеркиваю таких из своей жизни.

– Лучше, когда выезжаешь, когда возвращаешься, когда мечтаешь о поездке?

– Знаете чувство: скорее бы Новый год, скорее бы путешествие?! А я уже несколько лет не тороплю эти события. Мне хочется и приезжать, и уезжать, это разные состояния, это разные эмоциональные составляющие любого путешествия.

 

 

Другие статьи на эту тему

Крабы. Ритка. Дождь

В Кузбассе мотоциклисты закрыли сезон больших дорог и теперь готовят железных коней к зимовке. Каждому из них тёплая пора запомнится чем-то своим: открытиями, приключениями, знакомствами, поиском себя на новых маршрутах. А кемеровчанин Илья Ковтуненко в этом году пересёк страну и получил от российского мотосообщества почётное звание CROSS RUSSIA. На днях ему прислали долгожданную посылку с сертификатом и нашивкой.

07 августа

В Кузбассе на трассе «Кузедеево — Таштагол» столкнулись четыре мотоцикла

В Кузбассе на трассе «Кузедеево — Мундыбаш — Таштагол» сразу четыре мотоцикла стали участниками ДТП….

Мототоксикоз, прощай!

Официально мотосезон в Кузбассе ещё не стартовал, а на дорогах уже встречаются байкеры на рычащих скакунах разных пород и цветов. Кроме того, в наших краях успели случиться и несколько серьёзных ДТП с участием двухколёсного транспорта.

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс