Кемеровчанка и её любимые гады
Гады, если в хорошем смысле, – это хладнокровные наземные позвоночные: змеи, черепахи, крокодилы, ящерицы, динозавры. Людмила Сыскаева, председатель клуба любителей террариумных и декоративных животных «КемТерра», уверена, что гад (рептилия, пресмыкающееся) – звучит гордо.
– Людмила, как вы пришли к рептилиям?
– Через сына, в 2009 году. Ему было двенадцать, возраст пастушества, когда нужно свое животное. Сын ходил в кружок юннатов, увидел там красноухих черепах: «Мам, а что, если нам взять маленькую черепашку?» Обсудили с мужем, он: «Одной маленькой черепашке, наверное, будет скучно, давай – две?»
Так появились у нас первые рептилии, а потом, как говорится, Остапа понесло. Сейчас количество наших животных зашкаливает. Например, у меня 15 маисовых полозов. Они все разные по окрасу, по рисунку, и в этом интерес. Меня всегда интересовала биология, хоть я и не связала с ней свою судьбу, мне интересна генетика мыши, маисового полоза, удава, этим стоит заниматься. Наша живность множится в геометрической прогрессии.
– Сколько это в головах?
– Мы считаем в хвостах. Как сказала, полозы. Шесть удавов разных видов. Питон региус, которому нужна пара. Пара длинноногих сцинков. Две самки огненных сцинков. Пять взрослых агам и девять малышей. Три красноухих черепахи, одна болотная, три австралийских краснобрюхих эмидуры. Каринатусы, это мускусная килеватая черепаха. Иловая черепаха… Колония гекконов, которые во взрослом возрасте с хвостом не превышают трех-четырех сантиметров. Пара радужных удавов по два метра. И это далеко не все.
– И куда это помещается?
– Мы живем на краю зоопарка, можно сказать так. Проблема места для террариумиста очень актуальна всегда, потому что рептилии – не те животные, которых можно выпустить в жилое пространство, для них нужны закрытые объемы. У нас двухкомнатная квартира. Сын сейчас в армии, часть животных живет в его комнате, часть – в нашей.
Техническая сторона лежит на муже, и мне очень повезло, что у него руки растут из нужного места. Террариумы и акватеррариумы разных размеров он делает сам.
– Вы азартны в вашем хобби?
– Да. Но мой азарт – адаптировать сложное животное, создать для него условия, в которых ему будет комфортно, в которых оно будет жить и размножаться. Развести даже простых животных – показатель собственной значимости, удачи. Искусственное разведение нередко сталкивается со «сцепленными» генами. Это как глухота у белых голубоглазых кошек. А красивая окраска у змеи лаванда морфа часто соседствует с нарушениями строения позвоночника, то есть они рождаются с горбами. И есть здоровый азарт подобрать такое сочетание, чтобы выводились детеныши этой морфы нужного окраса, но без дефектов.
– Вы не думаете, что их немного больше, чем много?
– Каждый человек сам устанавливает для себя планку нормальности и того, что для него свыше нормы. Я хорошо понимаю, что мои права заканчиваются там, где начинаются права других людей. Соответственно, если я не создаю проблем своим соседям моими животными, если у нас нет потопов, если никто не сбегает, если не происходят какие-то ужасы, то всё нормально… Но террариумы, для которых уже не хватает места в квартире, очень серьезная проблема для киппера (от анг. kipper – содержать). В определенный момент она решилась, когда родился прекрасный проект сотрудничества с краеведческим музеем, где выставляется часть наших пресмыкающихся. А проблему кормления снял собственный кормоцех. У наших животных специфическое меню.
– А такая традиционная пища как молочко, кашка?
– Это смертельная угроза для рептилий. Например, среднеазиатские черепахи, которых любят содержать в квартирах, пищевые издевательства могут выдерживать годами из-за серьезного запаса прочности и хорошей иммунной системы. Но им такое питание не во благо, а другие от такой диеты гибнут сразу.
– И чем же кормите своих гадиков вы?
– Сначала были пресноводные черепахи, их можно кормить нежирной рыбой. Единственно, не нужно заниматься антропоморфизмом, очеловечивая их, и варить, парить, жарить. Кормим прямо с косточками, внутренностями – ближе к природе. А в меню других питомцев входят домовые сверчки, мраморные тараканы, зофобасы, мучные черви, мыши, крысы – то, чем они питались бы в природе.
Серьезная проблема для начинающих террариумистов – не перекормить. У животных всё на уровне инстинкта, если удачная охота – ешь до отвала: вдруг завтра пищи не достанется. У нас в клубе выработаны четкие рекомендации. Так, малышей черепах нужно кормить каждый день, но порциями не более двух объемов их голов. Взрослых пресноводных черепах кормят два раза в неделю, а когда откладывают яйца, они часто вообще отказываются от еды, потому что у них нет диафрагмы, отделяющей у млекопитающих грудную полость от брюшной. Развивающиеся плоды – яйца – занимают место и поддавливают желудок, печень, легкие, не оставляя места для пищи…
В содержании рептилий много нюансов. Эти животные очень специфичные, нуждающиеся в ультрафиолетовом излучении. Без ультрафиолета у них не усваивается кальций, нарушается обмен веществ. Проблема накапливается, и наступает момент, когда животное вообще перестает усваивать пищу, что ведет к истощению и гибели.
– Легко ли вам было найти людей, близких по отклонению?
– Рано или поздно любой террариумист захочет общаться с себе подобными. Делиться опытом, похвастаться, обменяться. В какой-то момент от общения на форумах захотелось перейти к личному общению. Оказалось, что таких «странных» в нашем городе не так уж и мало. Сейчас у «КемТерры» в сети «ВКонтакте» пятьсот человек. Два десятка человек я очень хорошо знаю лично. Есть и менее активные люди, не готовые, как активисты, выходить в массы со своими животными.
– Кого вам нужно увидеть, чтобы не устоять и приобрести?
– Много кого. Удава, идеально подходящего к размножению с нашими удавами. Группу детенышей малахитовых заборных игуан, которые еще не определены по полу: они очень редко встречаются в коллекциях и такие красивые!
Зарекаться вообще нельзя. Буквально на моих глазах один знакомый, у которого были бородатые агамы, захотел некрупных змей, затем в Москве попал на встречу гадолюбов и увидел больших мощных удавов. Подержал на руках… Теперь у него их четыре!
– Рептилии ведь достаточно скромны?
– Большинство из них не наделены громким голосом. Они хорошо узнают своих владельцев, своих кормильцев. Мелкие пресноводные черепахи, только что взятые в дом, выходят погреться и посушиться на специально оборудованный остров. Когда ты для них еще не свой и проходишь мимо, они стремглав несутся к воде, пытаются спрятаться. А когда привыкнут, то плывут к передней стенке террариума, начинают хлопать по воде лапами, вытягивают шеи, ждут, что их покормят. Ученые доказали, что у черепах слух низкочастотный. Наши голоса они воспринимают, скорее всего, как мы – писк комара, но зато они узнают вас по шагам.
– Как много времени отнимает ваше хобби?
– Каждый террариум – маленькая экосистема. Она не замкнута, но если всё правильно, то уход за нею будет минимальным. Качественно функционирующий террариум ежедневной уборки не требует, иначе мы бы не ели, не спали и не ходили на работу. В наших террариумах стоят внешние мощные аквафильтры, их промываем раз в три-четыре месяца, естественно, доливаем испарившуюся воду. Немало времени уходит на кормление… Но это хобби, на него времени не жалко.
– Это дорого?
– Питание кошек и собак обходится гораздо дороже. А стоимость животных… Не самый дорогой малыш маисового полоза природного окраса стоит от полутора тысяч рублей. Малыши-удавы – от 15 до 25 тысяч. Но производство и продажу животных как бизнес мы не рассматриваем, это слишком свое и родное.
– Как нормальному человеку, который смотрит искоса, объяснить вашу страсть?
– Знаете, кто-то искоса посмотрит на людей, которые занимаются автогонками: опасно, а главное – детали, защитные костюмы, разбитая техника – сколько это поглощает денег?! А толкинисты, которые изучают придуманный язык эльфов и участвуют в ролевых играх, посвященных сказочной вселенной? Или такое модное увлечение, как исторические клубы с воссозданием давних боев? Тоже бешеное вложение денег… Просто у нас своя странность.
– И все-таки, почему именно рептилии?
– Они просто шикарные. Они умные, они красивые. Это целый мир, с их появлением мы перестали смотреть телевизор… Люди относятся к ним с предрассудками, а мы стараемся разрушить эти предрассудки и донести свое восхищение и уважение до других. У нас в коллекции есть обычная серая жаба, которая живет в Кузбассе. Сколько людей говорят: «Фу, мерзкая, бородавки». Но я представляю ее и говорю: если к вам на участок пришла серая жаба, считайте, что вам повезло, и вы обзавелись собственным сторожем урожая… Борис Заходер в своей чудесной сказке назвал ее Серая Звездочка. Она прожорлива и уничтожают целую кучу вредителей, которых и птицы зачастую не едят! Разве это плохо, когда человек потом скажет: жаба полезна, я не буду убивать ее… Если человек пройдет в стороне от змеи и не схватится за палку – разве это плохо?