Физика по законам детства. Лучший учитель Кузбасса рассказал о своей системе преподавания
Необычная система преподавания вывела учителя физики из Белова Алексея Лисова в победители областного этапа конкурса «Учитель года». О том, что он признан лучшим, педагог узнал на прошедшем на днях губернаторском приеме.
Напомню, чуть больше двух лет назад наша газета уже рассказывала об этом педагоге. Но тогда публикация была связана, в основном, с его переездом в Кузбасс в июне 2014-го из украинского города Славянска. Особенно нас заинтересовало, что за год до этого Алексей Юрьевич стал лауреатом украинского «Учителя года», вошел в пятерку лучших по стране и планировал здесь, у нас, продолжать работать по профессии, которую очень любит.
К сегодняшнему дню учительский стаж Алексея Лисова составляет уже около 13 лет, и ему опять есть чем поделиться с журналистами, накоплен новый опыт.
И вот мы с фотокорреспондентом «Кузбасса» вновь в Белове, чтобы поговорить с победителем.
Физики и гуманитарии
В десятом классе школы №32, где преподает Алексей Лисов (к слову, он работает в двух школах, еще и в 16-й: три дня в неделю в одной и три – в другой), идет урок физики. Ребята пишут контрольную. Отвлекать их не хочется, но один вопрос я все-таки задала: нравится ли им предмет. Две девушки, подняв головы от тетрадей, одновременно ответили, причем чувствовалась, что искренне: «Очень-очень!» – и опять углубились в работу.
После этого, выйдя из кабинета, мы побеседовали с Алексеем Юрьевичем о том, чем же его методика так привлекательна, что сразу в двух странах признается столь успешной. Отличаются ли наши школьники от украинских? – спросила я прежде всего. Оказалось, что никаких различий педагог не усматривает:
– Дети везде одинаковые. Есть среди них озорники, есть очень умные, есть пытливые, которые удивляют неожиданными вопросами.
Но каждого, убежден учитель, можно увлечь физикой.
Как же можно заставить любого ребенка, допустим, чистого лингвиста по натуре, понять законы абсолютно технического характера? – поразилась я. Лисов рассмеялся:
– Некоторые дети действительно приходят и заявляют: «Я гуманитарий, физика мне неинтересна, я ничего в ней не понимаю». Говорю таким: «Хорошо, тогда, раз ты гуманитарий, напиши сочинение, допустим, на тему «Что было бы, если бы не было силы трения». Пока он это сочинение пишет, все равно вынужден найти ответы по теме. А потом сам удивляется: оказывается, он знает многое, и дальше начинает заниматься уже как надо.
Бесценный опыт
Особенностью своих уроков Алексей Лисов считает то, что в них он опирается на опыты:
– Часто, когда только приступаем к физике, дети спрашивают, почему мы не изучаем механизмы вокруг нас. Им интересны сложные механизмы, а мы начинаем с рычагов, блоков… Стараюсь строить уроки с учетом этого естественного детского любопытства. Старших ребят интересует, например, как работает микроволновая печка, откуда берется энергия для нагрева, вредная она или нет. Детям нравится проводить опыты и самостоятельно. Некоторые после этого заинтересовываются исследовательской деятельностью. Потом подходят и спрашивают, что бы еще они могли сделать сами. Например, восьмиклассники, когда мы изучаем электричество, приносят мне собранные из подручных средств электродвигатели, и они у них действуют. Когда то, что они сами создали, начинает двигаться, работать, они изумляются этому, а дальше с темой «электричество» у них все хорошо складывается, и они с удовольствием переходят к более серьезным проектам. Сейчас проектная деятельность очень велика в связи с введением ФГОС. Каждый ребенок, особенно в младших классах, должен в конце года защищать свой проект. А они разные. Например, проверка теплоэффективности здания школы и выработка предложений по ее улучшению. Опыты, проекты, акции – вот основа.
Кстати, как рассказал Алексей Юрьевич, в один из предстоящих майских дней над школьным футбольным полем взовьются воздушные змеи. Их будет много. Так завершится изучение в седьмых классах темы «воздухоплавание». Теоретически ребята разбирались на уроках, как летает, например, воздушный шар, еще в минувшей третьей четверти. А в качестве защиты проекта запланировали запуск воздушного змея. Каждый должен будет выйти и продемонстрировать свое изделие. Предварительно, конечно, изучили, на что при изготовлении змея нужно обратить внимание. Теперь им интернет в помощь: там можно найти самые разные конструкции. Но пока каждый ученик работает самостоятельно, никто не говорит, что делает, чтобы потом удивить собравшихся. Зрелище обещает быть незабываемым.
Одна из коллег Лисова, филолог, поделилась с нами впечатлением от его уроков. Оказывается, они настолько увлекательны, что на них любят бывать и преподаватели.
– Он такие необычные вопросы поднимает, что я вообще бы не подумала, что они имеют отношение к физике, но, оказывается, – имеют! Например, мы все видели шоу, когда на грудь лежащего человека накладываются кирпичи, а кто-то их разбивает. Вопрос, который интересует всех при этом: больно ли лежащему под кирпичами. Так вот, используя законы физики, они на уроке доказали, что ему не больно!
К слову, один из традиционных этапов конкурса «Учитель года» – проведение урока на заданную тему в незнакомом классе. Лисов проводил его в кемеровском лицее №62, ему досталась тема «Плавание судов». В итоге перед учениками были поставлены емкости с водой, в качестве корабликов выступали обычные металлические крышки для консервирования, согнутые в виде лодочки. А в конце урока ученики вместе с учителем смоделировали погружение и подъем на поверхность подводной лодки. При помощи обычных бутылок с водой и пипеток, которые и исполнили роль субмарин.
Ближе к ЕГЭ
Опыты – это, конечно, хорошо, они впечатляют, но возникает вопрос: как такая система помогает изучать сложные формулы и решать задачи? Ведь без этого при освоении физики никак не обойтись.
Алексей Юрьевич подтвердил, что определенные сложности начинаются, когда в старших классах происходит переход от изучения явлений к физическим теориям, а там уже требуется знание математики. Притом что не у всех учеников с математикой складываются простые отношения. Однако педагог настроен оптимистично:
– Проведение физических опытов пробуждает в некоторых ребятах такой большой интерес, что они и с математикой начинают легко справляться, и решают задачи, и усваивают теорию.
Кстати, в прошлом году у Лисова уже были выпускники. Говорит, что все из них, кому нужна была физика для поступления, сдали ЕГЭ на достаточные баллы.
Состязание дисциплин
Один из персонажей пьесы Фонвизина «Недоросль» изрек, что и на науки бывает мода – так же, как на сережки и пуговицы. Вот и на физику который год, если не десятилетие, тоже примеривают моду: стране больше требуются хорошие инженеры, чем юристы. А техническим специалистом без знания физики не станешь.
И мода вроде появляется, однако обществознание все равно «моднее». Среди предметов по выбору для ЕГЭ оно самое популярное несколько лет подряд. Физика, правда, на втором, тоже почетном месте, но все равно с большим отрывом от обществознания.
Но даже не в этом проблема. Уже давно сотрудники технических вузов наблюдают: многие даже из тех выпускников школ, которым хватило полученных на экзамене по физике баллов для поступления, владеют предметом не слишком хорошо. Разрыв в полученных в школе знаниях и требованиях, предъявляемых вузом, существовал и существует по сей день.
Исполняющий обязанности ректора КузГТУ Андрей Кречетов думает, что причины тут и в самой форме ЕГЭ, и в том, что далеко не во всех школах дисциплина ведется на достаточно высоком уровне. Однако при этом Андрей Александрович отметил, что в наших школах есть замечательные физики.
Радует и то, что в нынешнем году «учителем года» в Кузбассе стал физик. И, кстати, уже не впервые.
Между тем
В 2017 году в Кузбассе на сдачу ЕГЭ по физике зарегистрированы 2978 человек. А из экзаменационных работ по этому предмету нынче полностью исключены задания с выбором ответов.
Статистика
Соотношение по количеству выбравших на экзамены обществознание и физику за три предыдущих года в Кузбассе:
2016: обществознание –6731, физика – 3223;
2015: обществознание – 6333, физика – 2852;
2014: обществознание – 7578, физика – 3403.