КемГУ обзавелся беспилотником
На научное «вооружение» Кемеровского госуниверситета поступил беспилотный летательный аппарат, иначе говоря, современный беспилотник, или дрон. Изначально разрабатываемые ислючительно для военных нужд «роботы-разведчики» теперь могут себе позволить специалисты и на гражданке. Причем, как уверяют ученые КемГУ, работы для дрона на мирном поприще не меньше. И особенно важно, что университет стал в этом отношении первопроходцем в Кузбассе. В первом «научном» запуске беспилотника принял участие наш корреспондент.
Из Кемерова экспедиция выехала на вузовском микроавтобусе рано утром. В ее состав вошли биологи – ученые Института биологии, экологии и природных ресурсов Дмитрий Сущёв и Александр Ковалевский, а также два специально обученных управлять дроном пилота – сотрудники Центра компьютерного инжиниринга КемГУ Александр Тупицын и Александр Кузнецов.
Задача перед экспедицией была поставлена следующая: с помощью беспилотника с высоты 150-300 метров провести аэрофотосъемку копытных животных на территории питомника по разведению маралов, что близ села Шестаково в Чебулинском районе.
Правила полета
Пока ехали, я узнала много любопытной информации. О том, к примеру, что беспилотник обошелся КемГУ в три миллиона рублей. Инновационный борт покупали в Ижевске, где расположен легендарный концерн «Калашников», работающий главным образом на оборонку страны. Приобретенный беспилотник – это, так сказать, палетка гражданских ботов, от военных они отличаются и весом (университетский – всего 10 кг), и материалом из которого изготовлен (стеклопластик, а не металл). И еще деталь из важных технических возможностей: самолет способен подниматься на высоту до одного километра, дальность полета – 270 км.
– Обучение проходили тоже в Ижевске, – рассказал Александр Тупицын, – курс состоял из двух частей, теоретической и практической. По теории изучали летные правила, юридическую часть и организацию полетов. Затем была практика — неделю летали на учебном борте, а вторую неделю – уже получили свой борт, и его обкатывали. В Кузбассе у нас на счету пока только три «боевых» вылета, по заказу угольщиков сделали аэрофотосъемку одного угольного разреза. Теперь вот вылет с биологами.
Абсолютный учет
– У нас для беспилотника в науке поле непаханное, — признался доцент Дмитрий Сущев. – В частности, если говорить о методике учета животных. К примеру, учет по следам дает всегда относительные результаты, считать по головам крупных животныхс вертолета – это очень затратно, себестоимость летного часа – 40-50 тысяч рублей. А при помощи беспилотника, который за короткое время проходит и фотофиксирует большие площади, есть возможность получить фактически абсолютный учет.
По мнению Дмитрия Владимировича, для угольшиков беспилотник тоже очень актуален. Так, чтобы узнать объем выработки, вскрышевания, маркшейдеры ходят и месяц считают. А беспилотник сможет собрать всю информацию за один день. И особенно ценно, что все координаты бот выдает по ГОСТу.
– Гражданские беспилотники – новый, бурно развивающийся сегодня рынок услуг, – добавил Александр Кузнецов. – При этом они могут быть интересны не только угольным компаниям, но сельскому хозяйству, МЧС во время наводнений, пожаров, для поиска людей…
Как может послужить беспилотник биологам сотрудники университета решили опробовать на Шестаковской мараловедческой ферме. То есть облететь ее, по полученному фотоматериалу посчитать лосей, которых смог «засечь» борт, а потом проверить, насколько точную информацию он собрал, ведь изначально известно, сколько маралов содержится на ферме.
Установить связь с землей
Наш автобус остановился на обочине, в 300 метрах от огороженных фермерских угодий. Стадо маралов, увидев нас, сорвалось с места и бросилось в гору наутек. Пилот Александр Кузнецов отсчитал шагами от микроавтобуса нужную дистанцию, нашел подходящее место и приступил к сборке беспилотника. Части борта – два крыла, само тело и парашют – были компактно упакованы в специальный кейс.
Тем временем второй пилот Александр Тупицын (кстати, кандидат физико-математических наук) стал устанавливать прямо в салоне микроавтобуса так называемую станцию наземного управления – это ноутбук и другая аппаратура, благодаря которой при помощи радиосвязи осуществляется управление самолетом. Как объяснили ребята, еще на земле нужно было установить геодезический двухчастотный приемник, тоже работающий в тесной связи с бортом. Он нужен для того, чтобы зафиксировать точные координаты снимаемых с высоты объектов, ведь самолет находится в постоянном движении, и его данные не совсем точные.
Не только маралы, но и птицы
В ходе обсуждения, по какому маршруту запустить беспилотник, биологи приняли решение заснять помимо территории фермы по разведению маралов еще и знаменитые Шестаковские болота, входящие в Международный каталог ключевых орнитологических территорий.
Беспилотник запустили при помощи резиновой катапульты, а в итоге за 20 минут он успел заснять площадь 10 квадратных километров. В течение всего времени пилоты держали с ним связь, потом дали команду возвращаться. Робот принял сигнал и вернулся обратно. Правда, перед посадкой долго планировал, но потом выпустил парашют и удачно сел.
Подводя итоги экспедиции, Дмитрий Сущев подчеркнул, что результаты фотосъемки будут обработаны и проанализированы для оценки эффективности использования робота-беспилотника в мониторинговых, природоохранных и экологических целях.