Доминанты «Большого стиля»: в Кемерове проходит выставка скульптур известного художника
В Кемеровский областной музей изобразительных искусств привезли выставочный проект «Своевременное искусство. Леонид Баранов, его друзья и герои», который приурочен к 70-летию известного советского скульптора.
Галерея героев
С самого начала года наш музей не перестает удивлять и радовать. Не успели зрители опомниться от январской столичной выставки иллюстраций к произведениям Достоевского, только вернулись из «Сада наслаждений», посвященного художественному фарфору и уральским ювелирным украшениям, как снова в гостях большое искусство.
Леонид Баранов, выдающийся скульптор, заслуженный художник РФ, окончил МГАХИ им. В.И. Сурикова (мастерская Н.В. Томского) в 1968 году. И уже в начале 70-х вошел в пантеон отечественного искусства со своими образами Ломоносова и Суворова, Пушкина и Гоголя, Екатерины II и Павла I, над которыми возвышается готическая, аккумулирующая энергию истории фигура Петра I. И это далеко не полный перечень славных имен, представленных в скульптурной галерее мастера.
От Красноярска до Москвы и дальше
Как отмечают критики, за 40 лет творческой деятельности Баранову, причисленному к «прижизненным классикам», удалось создать уникальный мир образов, ориентированных на ценности высоко искусства, своего рода театр скульптуры. Изысканная авторская лепка, использование выразительных свойств различных материалов и вкус к говорящей вещественности скульптуры придают особое качество его произведениям.
Кстати, с театром у Леонида Баранова вообще сложились особые отношения. Свой творческий путь он начинал с серии скульптур для Красноярского государственного театра оперы и балета. Известна также его дружба с легендарным режиссером Юрием Любимовым: художник не только создал ряд композиций для фойе и прочих помещений Театра на Таганке, но и ввел эти скульптуры в ткань постановок Любимова.
Продолжить дело отца
В Кемерово выставку «Своевременное искусство. Леонид Баранов, его друзья и герои» привез сын скульптора Петр Баранов, известный московский искусствовед, специалист в области отечественного искусства XX века. Его проект по продвижению творчества отца – «долгоиграющий», выставка уже проехала по ряду российских регионов, дальше собирается в Китай.
– Петр привез к нам по всероссийским меркам выставку грандиозную: 59 скульптур Леонида Баранова, – поясняет директор КОМИИ Лариса Мызина. – За последние 30 лет в нашем музее такого количества скульптур еще не выставлялось. К тому же здесь представлены 80 произведений живописи известных советских художников – современников и друзей скульптора. Особенно приятно, что ряд работ был взят специально для этого проекта из фондов нашего музея.
Почему своевременное?
Проект предлагает вместе с ретроспекцией скульптур Леонида Баранова посмотреть на параллельные пути эволюции творчества близких ему мастеров – живописцев и скульпторов, среди которых Зураб Церетели, Михаил Переславец, Александр Цигаль, Наталья Нестерова и многие другие, с большинством из которых Баранов был знаком со студенческой скамьи.
В 1981 году в Центральном доме художника состоялась легедарная выставка 23 москвских мастеров одного поколения, которая воспринималась как знаковое событие. Она сфокусировала новое ощущение мира на рубеже 70-80 годов. Художники, объединившиеся на «выставке двадцати трех», в значительной мере определили пути развития изобразительного искусства конца XX — начала XI веков.
Любопытный факт. Как следует из пояснительной записки к выставке, словосочетание «своевременное искусство» возникло из каламбура живописца Александра Ситникова, обронившего его на одном из дружественных вернисажей. И определившего так творчество состоявшихся московских классиков, к которым относится и Баранов, в противовес кричащей о себе современной массовой культуре.
Удачное кузбасское дополнение
– Приятно возить эту выставку по городам, – признался Петр Баранов. – Потому что каждый раз она получается другой, на новом месте приобретает новые смыслы и пространственые решения. В Кемерове, считаю, выставка очень удачно сложилась, поскольку в фондах вашего музея хранятся работы мастеров интересующего нас периода. В итоге получился весьма точный срез художественного творчества определенного круга профессионалов, охватывающий основные стилистические доминанты так называемого «Большого советского стиля».