Соцсети:
Актуальное

Последний свидетель. Кузбасская дочка коменданта Берлина 70 с лишним лет хранит тайну… спасшегося фюрера

16 марта 2017 | Лариса Максименко
83-летняя Тамара Галанина (Ефремова) помнит Берлин 1945-47 г., свое детство, словно это было вчера. Фото: Лариса Максименко

– Гитлер в 1945-м остался жив, – убеждена Тамара Галанина (Ефремова), дочь коменданта Ефремова, отвечавшего за Трептов район. И хорошо знавшего послевоенные тайны Берлина.

Поразительные истории звучали порой у Ефремовых дома, за ужином, в надраенной немецкой квартире на четвертом этаже комендатуры. И, «рассекретив» их, комендант строго прижимал палец ко рту…

Наш корреспондент расследовал версию, рассказанную 82-летней Тамарой, горнячкой из Малиновки, всю жизнь проработавшей на шахте «Алардинской». Из семьи коменданта в живых уже осталась лишь она.

Девочка

– Михаил Ефремов, мой отец, был призван в армию в 1936-м, прошел Финскую и Великую Отечественную войны, брал Берлин. Мы ждали его домой, но в августе 1945-го пришло письмо, что он приедет за нами. И как приехал, мы продали домишко – а жили в Сталинске (Новокузнецке), на Болотной – и всей семьей поехали. Отец был назначен комендантом Трептов района Берлина, – вспоминает Тамара Михайловна. – В Берлине встретившая на вокзале машина отвезла папу, маму – Татьяну, меня (11 лет) и сестру Лиду (6 лет) в комендатуру. Отцовский кабинет был прямо, на втором этаже. А квартира – в боковом крыле здания, наверху.

Отец пропадал на службе.

Однажды на трассе едва не погиб. Еще были немцы, одиночки-смертники, вылетавшие на машине на «встречку», тараня…

Однажды отец взял Тамару в бомбоубежище. Здание-куб с бетонными метровыми стенами, сделанное немцами перед войной, было страшным. И ее сердце горело местью пионерки – к Гитлеру, к немцам.

Но однажды отец показал, кто виноват, а кто тоже жертва… Ефремовы уже переехали жить в дом с садом бывшего директора конфетной фабрики, сбежавшего в «американскую» зону Берлина перед приходом наших. Но его семья осталась, пряталась в подвале, и немец ночами тайно приходил к жене и малышам. Комендант Ефремов об этом знал. Его дети знали детей немца. Но все молчали. Пока однажды ночью немец не увел свою семью в «американскую» зону. Комендант получил за это взбучку, но говорил: «Пустяки…»

Он же был занят главным – налаживал жизнь в районе, расчищал свалку из разбитой техники с поля у Трептов-парка, где вскоре, как было решено, встанет мемориал погибшим советским солдатам. И памятник нашему воину со спасенной им немецкой девочкой на руках.

– А вечерами у нас собиралось офицерское собрание. И говорили в том числе о том, что найденные останки Гитлера, покончившего с собой 30 апреля 1945-го в подземном бункере, – не его. Что Гитлер успел с Евой сбежать. А это – останки их двойников… Об этом говорили и немцы на улицах. И наша немка-горничная. И бургомистр-немец, приходивший в гости…

Тамара верила. И в душе был гнев… А после школы, на примерке в немецком ателье, где детям советских офицеров шили форму, она не просто думала, но и действовала!

– Здание, где работало ателье, стояло над подземным убежищем Гитлера, с его коридорами… И, помню, шла примерка синего платья с черным школьным фартуком. А я, стуча каблучками, представляла: если жив еще Гитлер где-то, найдет его возмездие. А если мертв – то вот она, Победа! Я, советская девчонка, топчу его и его бункер ногами! И заклинаю, чтоб никогда больше не было войн! И пусть будет всегда в бункере пусто…

Слева - семья коменданта Трептов района Берлина Михаила Ефремова. Фото: Лариса Максименко

Слева — семья коменданта Трептов района Берлина Михаила Ефремова. Фото: Лариса Максименко

Экспертиза

В бункере было пусто, но рядом с ним шли работы по опознанию тел…

– И что, – спрашиваю я, позвонив Виктору Звягину, московскому профессору, руководителю отделения идентификации личности Центра судмедэкспертизы РФ, – это правда, что вместо Гитлера в мае 1945-го наши солдаты нашли тело его двойника?

– Правда, – отвечает Виктор Николаевич, и, помолчав, продолжает с эксклюзивными подробностями. – Вначале были обнаружены действительно останки двойника Гитлера, и несколько дней считалось, что это Гитлер. Но потом пришла информация, что двойник. А вскоре один солдат наткнулся на частично засыпанную яму, от снаряда, и обнаружил обгоревшие останки мужчины, женщины и собаки. Эти останки главному судмедэксперту Второго Белорусского фронта Фаусту Шкаравскому удалось заполучить на исследование.

Он выделил зубные протезы и попросил найти стоматологов, которые лечили Гитлера и Еву. Их нашли – Курта Эхтмана и Кетэ Койзерман. Попросили описать, как выглядели протезы. Сопоставили с тем, что было отмечено Шкаравским в заключении.

Так Шкаравский убедился: их описание соответствует протезам. За исключением одного зуба. Шкаравский посчитал, что это зуб обычный. А у Кетэ говорилось в описании: зуб со штифтом.

Устроили между ними очную ставку, и выяснилось: Шкаравский ошибся, это был штифт.

Потом стоматологов попросили – среди множества разложенных протезов – найти, если есть, протезы Гитлера и Евы. И независимо друг от друга оба указали на эти протезы. Более того, там был нюанс. Зубным техником был исполнен индивидуальный протез для Евы Браун. Обычно протез на два зуба крепится. А он сделал с креплением на один зуб, упертым во второй.

Вот таким образом вопрос, чьи останки, был профессионально решен. Но в большой политике было, получается, решено – останки до конца не признавать, лучше допустить, что Гитлер спасся. Это же «кнут», которым можно «подгонять»… К тому же основным человеком, который сомневался, что найдены останки Гитлера, был Сталин.

И на следующий год по линии НКВД (а до того была работа по линии СМЕРШа) было решено: повторно исследовать останки Гитлера и место. Исследование поручили сотруднику нашего института Петру Семеновскому. Он приехал в Берлин, взял образцы крови с дивана кабинета, со стен коридора, по которому выносили тела… И в яме, где были найдены останки, нашел фрагмент задней части черепа с воздействием высоких температур и с выходным огнестрельным ранением.

Шкаравский не имел этого образца, и в графе о причине смерти Гитлера написал: «отравление цианидом», поскольку в области рта у него были обнаружены осколки ампулы.

А Семеновскому не удалось другое – исследовать останки, СМЕРШ не дал. Поэтому Семеновский дал осторожное заключение.

В 1971-м по распоряжению Андропова останки Гитлера, Евы, Геббельса, жены и детей Геббельса были эксгумированы, сожжены на полигоне и развеяны.

– И, значит, из «вещдоков» остались только часть черепа покончившего с собой Гитлера и его с Евой зубные протезы?

– И они находятся на спецхранении в разных местах в Москве… Вот этот фрагмент черепа я исследовал в 1992-м, узнав, что он в Госархиве. Я единственный человек, который сумел сделать рентгенограммы этого фрагмента, и единственный эксперт, который сказал: «Эти рентгенограммы очень похожи на репродукции прижизненных рентгенограмм Гитлера, поскольку и там, и там имеются признаки повышенного внутричерепного давления». Но все мои дальнейшие попытки добиться разрешения провести детальное исследование, сопоставительное (черепа – с зубными протезами), закончились ничем.

Но и без того советскими, русскими экспертами сделано главное. То, что это останки Гитлера, бесспорно.

Еще в мае 1945-го, после вскрытия трупа Гитлера и после сверки протезов на 1000 процентов стало ясно: это реальный Гитлер. Все остальные исследования – лишь дополнения.

Норвежские ученые, например, первыми нашли рентгенограммы Гитлера, сделанные в 1944-м. И занимались ими и репродукциями зубных протезов. Но всегда важно сопоставлять подлинник с подлинником. Вот и я тоже, имея подлинник черепа и рентгенограммы его, хотел бы получить подлинники прижизненных рентгенограмм Гитлера. Их сопоставление имеет такую же точность – 100 процентов – как и отпечатки пальцев. Но архивы закрыты.

Виктор Звягин, московский профессор, руководитель отделения идентификации личности Центра судмедэкспертизы РФ

Виктор Звягин, московский профессор, руководитель отделения идентификации личности Центра судмедэкспертизы РФ

– А современный анализ ДНК все же следует сделать? В 2009-м мировые СМИ писали о том, что сделан такой первый анализ и… череп Гитлера в России оказался не настоящим. И, значит, Гитлер и правда дожил до старости в Аргентине на вилле…

– Сделать анализ ДНК можно, но он станет так же лишь дополнением к уже доказанному русскими экспертами…

А тогда фрагмент черепа исследовал итальянец американского происхождения, не ставя никого в известность. Он (в Госархиве РФ. – Ред.) взял мелкие фрагменты, которые могли отвалиться, увез к себе в страну и после молекулярно-генетического исследования заявил, что это не череп Гитлера, а вообще череп женщины. Но поясню: делать анализ ДНК, особенно по сожженным костям, чревато. Потому что достаточно кому-то пальцами взять – это останется на костях. А на фрагментах черепа Гитлера чьих только следов нет. В том числе их держал и я…

P.S. Семья коменданта Трептов района Берлина в феврале 1948-го выехала из Германии в СССР. В чемодане было упаковано главное богатство – хромовые сапоги. Их Михаил Ефремов получил в Берлине, носил и старался беречь… Те сапоги он дома, в Новокузнецке, потом ни разу не надел. Стал строителем. А в 1994-м, перед смертью, в эпоху начавшихся перемен, переживая, предчувствуя, что мир снова может оказаться на грани, попросил дочь Тамару похоронить его в сапогах. Просьбу она выполнила. И душа старого воина с тех пор снова в строю, на защите мира… А еще его дочь помогла раскрыть сейчас последнюю тайну, дай бог, последней мировой войны.

Кстати

«Гитлер не жил в реальном мире…»

– Слухов, что Гитлер уцелел, у нас в Германии давно нет, – рассказал Йорг Морре, директор музея «Берлин – Карлсхорст». – Факт его смерти документально русскими специалистами доказан… Да и бегство для него не было выходом. Он был частью системы национал-социалистов. Крушение ее стало для него концом. К тому же в апреле 1945-го он был болен, не жил в реальном мире, был, можно сказать, сумасшедшим – из-за наркотических лекарств. И поэтому принять последнее решение бежать, даже если бы захотел, не мог…

Другие статьи на эту тему

30 апреля

Палачи

Тайное ВСЕГДА становится явным:  учёные выяснили, как сложились судьбы участников казни Веры Волошиной и показали…

30 апреля

Казнь Веры

Уникальные факты Великой Отечественной: 80 лет спустя, возможно, найдены новые свидетельства о том, как погибла…

30 апреля

Дневник Веры

Уникальные факты Великой Отечественной: учёные выяснили, что зашифровано в одном из важных рисунков Веры Волошиной….

Комментировать 0
Оставить комментарий
Как пользователь
социальной сети
Аноним
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс