Почти сенсация из надежных источников

Из экспедиции по поиску горячего родника в нескольких километрах от Тайги, о котором в городе давно ходили слухи, вернулись ученые-биологи Кемеровского госуниверситета. Поездку в труднодоступные места на снегоходах с опытными охотниками-проводниками организовали местные власти, чтобы узнать уже наверняка: существует ли он, тайгинский гейзер, на самом деле? Наш корреспондент принял участие в этой экспедиции.
Вообще громкая история с таинственными родниками началась еще в прошлом году. В редакцию «Кузбасса» позвонил 35-летний житель Тайги Сергей Мироненко и рассказал о том, что в километре от станции Тайга-2 бьют два ключа. Вскоре на место выехали биологи КемГУ. И лабораторный анализ взятой там воды показал, что она является слабоминеральной, лечебно-столовой! Интерес подогревал еще и тот факт, что родников там оказалось не два, а много, и можно было смело утверждать, что близ Тайги существует целая долина минеральных источников.
И вот не успел начаться новый год, как снова чуть ли не сенсация. Местные охотники сообщили, что в десяти километрах от города есть горячий родник, температура воды в нем даже зимой +15 градусов!
Родниковая лихорадка
В Тайгу мы приехали рано утром. На лыжной базе уже стояли четыре снегохода. Всего в экспедиции должны были принять участие восемь человек.
Мне выпало ехать в паре с Иваном. Внимательно оглядев меня, он сразу вынес вердикт: «Замерзнешь!» А потом выдал мне шапку-ушанку, большие «терминаторские» перчатки и снегоходные очки. Стало ясно, что хозяева-организаторы подготовились к дороге серьезно и основательно.
«Ситуация следующая, – стал вводить всех в курс дела Александр, расстелив карту на капоте автомобиля. – Вдоль реки Китат кто-то когда-то пробурил несколько скважин. Трубы вбиты глубоко в землю, из них течет чистая вода. Проедем их все, начнем с той, что в десяти километрах от города, где горячая вода. Общий круг пути составит 35 километров. Летом здесь сплошные болота, а по зимнику мы пройдем».
«Пройдём» – это было сказано слишком мягко. Мы полетели! По снежному целику Иван «втопил», как мне показалось, километров сто в час! Да, дух искателей приключений у тайгинцев, видимо, в крови. Не зря же здесь до сих пор жива легенда, что в окрестностях города спрятаны несметные сокровища – золотой клад Верховного правителя Колчака.
Неудача или гейзер отдыхает?
Экспедиция могла закончиться, не успев толком начаться, когда мы добрались до первой скважины. Горячей воды в ней не было. Хуже того: в ней вообще не оказалось воды!
– Я сторонник фактологической науки, – сразу задал высокую планку исследованию доцент Дмитрий Владимирович Сущёв. – Что геотермальный источник был – не исключаю. Но в данный момент доказательств этому никаких нет, кроме свидетельств местных жителей.
Почему могла уйти вода – рассматриваю несколько версий. Причиной могло стать засушливое лето в Кузбассе: уровень воды в реках упал, соответственно, было меньше стоков, которые питают подземные воды. Если в зоне водосбора ведется вырубка леса, то это тоже могло стать причиной ухода воды.
Теперь по поводу температуры: вода могла нагреваться вследствие естественного горения подземного угольного пласта. Как вариант, пласт мог гореть десятки лет, и вода была; потом часть его выгорела, давление уменьшилось, и вода перестала подниматься. Не исключаю, что источник появится снова, поэтому мне нужно сейчас обязательно указать точные географические координаты скважины, и в будущем наблюдать ее.
По таежным законам помощи
Ко второму источнику пробирались уже через лес. Двое снегоходчиков, замыкавших нашу экспедиционную колонну, в какой-то момент потерялись из виду. Пришлось сделать привал, чтобы дождаться отстающих. А их всё не было. По таежным законам пришлось двинуться на помощь товарищам. Оказалось, что они застряли среди валежника. Пока мужчины занимались «реанимацией» техники, удалось разглядеть здешний лес – сказочный, снежный, с обилием звериных троп. Причем заячьи следы я угадала сама, а вот след косули мне уже показали охотники.
Зато со второй скважиной нам повезло! Труба оказалась до краев наполненной водой. А вообще это, конечно, выглядело довольно странно: на опушке леса из-под глубокого снега торчит железная труба…
Напиться чистой водицы
Самые смелые участники экспедиции стали зачерпывать из скважины ладошкой и пить воду прямо так. И по тому, как они это делали, казалось, что ничего вкуснее они в жизни не пробовали.
Тем временем Дмитрий Сущёв достал из рюкзака заранее приготовленную тару, чтобы набрать воды для проведения анализов на химический состав и биологию. Тут же по GPS-навигатору определили географические координаты – широту и долготу местоположения родника. Измерили температуру: +2 градуса.
– Это совершенно нормальный для подземных вод температурный показатель, – пояснил Дмитрий Владимирович. – Чисто по внешним признакам могу сказать, что вода должна быть очень чистой, хорошего качества. Результаты исследования покажут, так ли это. При этом любопытно само происхождение труб. Возможно, в свое время искали в этих местах воду, но тогда почему так далеко от города? Сам характер труб также наталкивает на мысль о серьезных геологических изысканиях, изучении состава пород, складчатости, угольных пластов.
Косвенно это предположение подтвердил один из наших проводников. Он рассказал, что, по слухам, здесь в середине прошлого столетия работали геологи из Томска…
…Труба третьей скважины по форме была почти такая же, как и первые две, но на выходе с более усложненной конструкцией, так что вода здесь падала вниз тугой струей и образовывала озерцо. Слабоуловимо пахло сероводородом. По словам доцента Сущёва, это сопутствующий признак, что вода может быть минеральной. Здесь мы тоже взяли пробы, записали координаты, а еще проверили дебитность скважины – набирали емкость по секундомеру. Оказалось, что она способна выдавать 600 литров воды в час, это хороший показатель полноводности источника.
Большие планы
У жителей Тайги к чистой воде вообще особое отношение. Многих жителей до сих пор не совсем устраивает качество воды из городского водопровода. Именно этим объясняется интерес местных властей к обнаруженным родникам, которые воспринимаются как альтернативные источники чистой питьевой воды. К тому же на уровне области сегодня активно реализуется губернаторский проект «Живи, родник!».
Теперь в планах тайгинцев – наладить бутилирование воды из лесных скважин, а также поставить деревянный сруб на минеральном источнике.
P.S. Пока этот репортаж готовился к печати, стали известны первые предварительные исследования биологического состава проб воды.
По словам Дмитрия Сущёва, по микробиологическим показателям вода в скважине №2 пригодна для питья даже без предварительной очистки и кипячения. В ней были отмечены в большом количестве одноклеточные диатомовые водоросли и единичные цианобактерии. Наличие этих микроорганизмов говорит об определенной минерализации воды, так как для строительства своих панцирей они используют минеральные соединения.
В скважине №3 вода была с запахом сероводорода и с заметным рыжим осадком оксида железа. Микроорганизмы были представлены единичными диатомовыми водорослями и железо — серными бактериями. Скудость микрофлоры, по-видимому, связана с высоким содержанием железа в воде из этой скважины. Она может потребовать дополнительной доочистки от железа перед употреблением в питьевых целях. Но более полную картину можно будет увидеть только после завершения химических исследований образцов воды.
Полина Спиридонова