Деньги на снег

По предварительным подсчётам, на ликвидацию последствий снегопадов только в столице Кузбасса уже потрачено как минимум на 10% больше, чем обычно. Рост затрат подрядчиков, убирающих дороги Новокузнецка по муниципальному контракту, оценивается в 20%. В снежной экономике двух региональных столиц пытался разобраться наш корреспондент.
В этом году зима в Кемеровской области наступила на две недели раньше срока, на который синоптики ориентируются, исходя из многолетних наблюдений. По информации Кемеровской мэрии, убирать снег в октябре дорожным службам пришлось впервые за всю историю городского хозяйства. Это самая снежная зима в областном центре за последние 40 лет, утверждают в горадминистрации. На сегодня на отвалы вывезли почти миллион кубометров снега – в два раза больше, чем обычно.
В южной столице региона вывозить снег во второй месяц осени не впервой (за последние четыре года это приходилось делать также и в октябре 2014-го). Тем не менее, нынешняя зима в Новокузнецке – одна из самых снежных, отмечают в городском управлении дорожно-коммунального хозяйства и благоустройства. Цифры говорят сами за себя: в ноябре снега вывезли на 378% больше в сравнении с аналогичным периодом прошлого года (63,78 тыс. кубометров), в декабре рост составил 122% (149,02 тыс.), на 17 января – плюс 45% (194 тыс.).
Аренда и наём
По оценкам главы Кемерова Ильи Середюка, снего-уборочная техника в муниципальном автопарке изношена примерно на 70%. Высока и её некомплектность. «Если в городе двенадцать лаповых погрузчиков, то к каждому по нормативу необходимо 15 самосвалов, то есть их нужно порядка 150, – объясняет мэр. – Такого количества у города нет: их всего-то 20. Поэтому мы вынуждены привлекать наёмную технику, неся дополнительные расходы на аренду».
Технику, как правило, арендуют у предприятий. А в начале января, когда снег шёл практически непрерывно, дополнительную технику для уборки улиц частного сектора администрация и вовсе привлекала нетрадиционным способом. «Мы просто наняли калымщиков – они берут 1500 рублей в час, договорились чуть дешевле, – рассказывает кемеровский сити-менеджер. – Десять фронтальных погрузчиков в течение двух-трёх дней, к выходу на рабочую неделю, очистили город. Только так мы смогли победить эту проблему».
Как сообщил глава Кемерова, после каждого обильного снегопада муниципалитет дополнительно тратит 1,5-2 млн рублей в день на оплату работ, связанных с усиленным режимом уборки. На конец второй декады декабря уборка города после большого снега ориентировочно потребовала
40 млн руб. дополнительных затрат. Обычно зимнее содержание Кемерова обходится в сумму порядка 500 млн руб. за сезон. То есть городской бюджет уже потратил на эти цели по крайней мере на 10% больше.
Дело техники
В администрации Новокузнецка заверяют, что из городского бюджета на уборку снега этой зимой дополнительных средств не выделялось. «Бюджетное финансирование осталось неизменным, – говорит представитель управления дорожно-коммунального хозяйства и благоустройства Оксана Ишимцева. – В муниципальном контракте прописано, что подрядчик обязан обеспечить безопасность дорожного движения, сохранность дорог и выполнение работ по технологии уборки улично-дорожной сети. Сколько он при этом вывез снега, сколько задействовано техники – нас интересовать не должно. Интересуют убранные улицы. Если подрядчик полностью выполняет свою работу, ему платят полную сумму по контракту. Если не справляется, выписывают штраф, и сумма к оплате снижается. Естественно, подрядчики заинтересованы в первом».
И хотя в Новокузнецке снегопад пока не бьёт рекордов, как в Кемерове, по словам собеседника газеты, в среднем затраты у подрядчиков в этом сезоне увеличились на 20%. Это связано, в том числе, с удорожанием запчастей и ГСМ.
Как рассказала Оксана Ишимцева, снегоуборочной техники в муниципальном парке на сегодня достаточно, а вот вывозить снег при такой погоде своими силами тяжело. «Мы ежедневно на безвозмездной основе задействуем технику сторонних организаций – около десяти единиц, – поясняет она. – Во время обильных снегопадов помогают промышленные компании».
Вывозить или плавить?
Только на разовый вывоз снежного вала с разделительной полосы проспекта Ленина в Кемерове, по словам мэра, тратится около 1,2 млн рублей. К концу года дорожники провели эту процедуру трижды, а не единожды, как обычно. На сегодня проспект Ленина «вывезли» уже в пятый раз. И вопрос не только в том, как это сделать, но и – куда. Кемеровские снегоотвалы (их 13), заполнены на 80%. В Новокузнецке снежные массы начали укладывать в два яруса – технология позволяет. А вообще в обеих столицах региона уже задумываются о выделении новых площадей под снег.
Решить вопрос с местом под отвалы, а также помочь сэкономить на перевозке снега могли бы снегоплавильные машины, которые используют в других крупных городах. В Кузбассе эта практика пока не развита. «Мы рассматривали приобретение снегоплавильной станции и знаем, что наши соседи имеют такой опыт, – говорит Илья Середюк. – Но по ряду экономических причин в том же Новосибирске эта установка не в полной мере используется. На мазуте или дизтопливе плавить снег очень дорого – это превысит затраты на его вывоз на отвал. Газ в баллонах – тоже дорого. Нужно ставить установку в привязке к источнику газа. У нас плечо до снегоотвала похоже на плечо вероятного размещения снегоплавильной станции. Так что на транспорте мы сэкономим немного».
В Новокузнецке плавить снег на дизельных установках пробовали в 2014 году, но также пришли к выводу – неэффективно. «Для того чтобы установка не работала вхолостую, «КамАЗы» со снегом должны идти непрерывной цепочкой, – объясняет Оксана Ишимцева. – У нас они идут с интервалом в 5-7 минут: просто нет такого количества снега. В городах-миллиониках, где плечо до снегоотвала в десятки километров и огромные затраты на вывоз, это оправданно. А у нас – совсем другие суммы».
Тяжёлые сугробы
Тем не менее, в Кемерове к вопросу использования снегоплавильной установки в сезоне 2017-2018 гг. вернутся летом этого года, говорит Илья Середюк. Сейчас специалисты изучают зарубежный опыт. Например, по словам сити-менеджера, на Западе оставшийся после плавки снега песок используют вторично. Таким образом, можно сэкономить еще и на реагентах, в качестве которых у нас используют пескосоляную смесь. Кстати, ее, по оценке администраций обоих крупнейших городов региона, нынешней зимой тоже потребовалось больше обычного. А отдельной строки, посвященной реагентам, в затратах на зимнее содержание городов нет.
«Мы не можем не вывозить снег и содержать город иначе, – комментирует ситуацию с дополнительными затратами Илья Середюк. – Но все же надеемся, что оставшаяся часть зимы позволит нам заниматься уборкой в текущем режиме».
Спрогнозировать сейчас, насколько снежным будет остаток зимы, – невозможно, говорит начальник отдела гидрометобеспечения Кемеровского ЦГМС Светлана Наумова. «Снегопады вызывает активная циклоническая деятельность: резкая и частая смена тепла и холода, – поясняет она. – У этих процессов сложнейшая синоптика: вроде бы должен быть перерыв в снеге, а его нет».
По данным Кемеровского гидрометцентра, в октябре по югу области выпало 127-182% нормы смешанных осадков, по северу – 65-105%. В ноябре по области – 125-165% от месячной нормы уже снега, в декабре – 120-190%. В первые две декады января осадков тоже было больше нормы.
В этом году снег мокрый, говорит метеоролог, а значит, тяжёлый во всех смыслах. Его вес на квадратный метр составляет 120-140 кг. Такие сугробы сложнее убирать.
Ольга СМИРНОВА.