Рапс: цветочки и колючки

Без рапса сегодня не представить ни одного более-менее серьезного общекузбасского агромероприятия. Только за два последних месяца он мощно звучал на губернаторском приеме по случаю Дня работников сельского хозяйства, где была поставлена задача увеличить объемы рапса вдвое, до 150 тысяч тонн; на агрономической конференции «Проблемы и перспективы дальнейшего развития агропромышленного комплекса Кемеровской области» в Юргинском районе; на Кузбасском агропромышленном форуме на круглом столе «Перспективы возделывания ярового рапса в Кемеровской области в условиях импортозамещения». Попробуем обобщить услышанное и понять перспективы этой масличной культуры и тернии, которые встретятся на пути.
Модно и выгодно
Спрос на эту культуру стремительно растет во многих странах мира. Рапсовое масло используют в животноводстве, пищевой, косметической, металлургической, мыловаренной, кожевенной и текстильной промышленности. Среди альтернативных видов топлива перспективным признан биодизель, получаемый из рапса. В отличие от нефти, газа и угля рапс относится к возобновляемым источникам энергии.
В Кузбассе в начале века рапсом засевали четыре – пять тысяч гектаров, в 2009 году – 20,6 тысячи, в 2014-м – почти 80 тысяч. Нынче по отношению к 2015 году площадь под рапсом приросла на четыре тысячи гектаров (+ 7%), но зато валовый сбор увеличился на 31 тысячу тонн – до 72,4 тысячи (+ 74%), а средняя урожайность составила 12,4 центнера с гектара (годом ранее – 8,1 ц/га). Кузбасс даже стал вторым в стране по производству семян рапса, всего пару тысяч тонн уступив Тульской области.
Рапсовые тенденции в Кузбассе во многом совпадают с общероссийскими. 15 лет назад посевные площади под рапсом в стране составляли 134,7 тысячи гектаров, десять лет назад – 512,5 тысячи, в 2016 году – 995,1 тысячи гектаров (- 2,5% к 2015 году). Валовый сбор зерна рапса за последние два года превышает миллион тонн, это в десять раз больше, чем в 2001 году.
Рапс, как отмечают специалисты, хорошо вписывается в сево-обороты, помогает оптимизировать сроки уборочной (вызревает раньше пшеницы, позволяя растянуть время уборки урожая). Благодаря высокобелковым жмыхам и шротам (отходам маслопроизводства) интересен животноводству и птицеводству. В условиях роста спроса на рапс цена на него, в отличие от зерновых, стабильно растет.
Но не просто
Рапс – культура сложная, требует больших технических и экономических затрат, жесточайшего соблюдения научно обоснованной системы земледелия, стоящей на трех «китах» – чередовании культур, применении тех или иных агрономических операций по обработке почвы, химизации (от удобрений и борьбы с сорняками, вредителями и болезнями до химических стимуляторов, ускоряющих развитие растений). Правда, на практике «научное обоснование» подменяется «чуйкой» не только мелкими и средними, но нередко и крупными сельхозтоваропроизводителями, да и количество «китов» не соответствует идеалу.
К примеру – удобрения. Рапс выносит из почвы больше питательных веществ, чем зерновые: фосфора – вдвое, азота и калия – в полтора, кальция – в четыре раза. Если учесть, что за последние полвека расход питательных веществ на кузбасских полях ежегодно превышает приход (накапливаемый благодаря внесению органических и минеральных удобрений, а также зернобобовым культурам), то рапс способен в кратчайшие сроки резко ухудшить плодородие почвы и увеличить ее кислотность…
Вот цифры, озвученные в конце октября «Кузбассу» Николаем Шишиным, директором ОАО «Ваганово» (по 2016 году получено 19 тысяч тонн рапса, урожайность – 25 ц/га). Для расчетной урожайности в 20 центнеров затраты на гектар рапса составили 29 тысяч рублей, для 25 центнеров – на 5 тысяч рублей больше. Для тех, кто не в теме: стоимость погектарных затрат на зерновые в пять-шесть раз меньше, но большинству хозяйств даже они не всегда по силам из-за недостатка собственных и кредитных средств.
Игорь Крючков, главный агроном ООО «Чебулинское», намолотившего 10,2 тысячи тонн рапса, на круглом столе делился опытом:
– Наше предприятие работает на 42 тысячах гектаров. Рапсом занимаемся с 2008 года, в
2014-м у нас под ним было 8,8 тысячи гектаров, урожайность получили всего 7,5 центнера. В 2015 году снизили площади до 5,4 тысячи гектаров, урожайность подняли до 9,9. В 2016 году начали активно работать с немцами, было засеяно 7714 гектаров, очень сильно интенсифицировали процесс. Внесли порядка 1300 тонн азотных и около 2000 тонн сложных удобрений. По некоторым полям пришлось провести шесть-семь обработок гербицидами…
На уточняющий вопрос о затратах при переходе на рапс начал перечислять:
– Сеялка мелкосемянная, 10-12 миллионов рублей. Энергосредство, с которым она будет агрегатироваться… Опрыскиватель… У нас восемь опрыскивателей работали на рапсе, но, считаем, этого недостаточно. Один прицепной опрыскиватель должен работать на 500 гектаров, не больше. Комбайн обязательно с рапсовым столом, иначе очень велики потери. Сушилка…
Кому это надо?
Кто не знает, «Ваганово» и «Чебулинское» входят в состав холдинга «СДС-Агро», в этом году на их счету 40 процентов кузбасского рапса с трети рапсовых площадей. Им по силам и средствам сотрудничество с баварской аграрной академией ИрлБахер, опыты по внесению жидких азотных удобрений, приобретение новейшей и современнейшей техники.
Вторая треть валовки рапса на счету хозяйств «Гарант», «Гефест», «Агромагистраль», «Лебеди», «Искра», «Алмаз», «Горскинское», фермеров А. Мовсесяна, А. Печеркина, Н. Вилесова. Эта десятка «середняков» худо-бедно обеспечена техникой, понимает специфику рапса, отработала его место в севооборотах и научилась получать экономически обоснованные урожаи.
И, наконец, остальные предприятия, которые рапсом занимаются по остаточному принципу, уповая на погоду, а не на комплекс мероприятий, гарантирующих прибыль. Это самая ненадежная категория рапсоводов, легко и поверхностно перескакивающая с культуры на культуру в поисках быстрого счастья.
В Кузбассе не первый год идут разговоры о необходимости создания системы регионального земледелия, включающей рапсоводство, учитывающей особенности не только отдельных районов, но и конкретных полей. Есть даже пара институтов и несколько структур, готовых выполнить заказ, будь на то финансирование.
Но – кто станет пользователем системы?
СДСовские «дочки», сделавшие ставку на зарубежный опыт?
Десяток «середнячков», рапсовый рост которых ограничен площадями, ведь даже при специализированных севооборотах рапсовый клин не должен превышать 20-25 процентов? У кого-то есть соблазн сеять рапс в ущерб зерновым, но тогда Кузбасс рискует остаться без гарантированного миллиона тонн зерна, который для нашего агропрома является стратегической задачей.
Полсотни фермеров Мариинского района, ни один из которых рапсом не занимается – не от глупости да лености, а из-за отсутствия средств, необходимых на приобретение техники, технологий, кадров, удобрений, средств химзащиты, без которых рапсоводство – баловство и мелкое хулиганство?
На смену «чуйке»
В стране сегодня многие делают ставку на рапс. В распоряжении «Кузбасса» есть любопытный документ – программа «Производство и переработка рапса в Иркутской области на 2016-2021 годы». Задачи, которые ставятся в ней, – подобрать продуктивные сорта и гибриды рапса для возделывания во всех зонах области; наладить производство семян рапса высших категорий; увеличить посевные площади рапса; увеличить урожайность и валовый сбор маслосемян рапса; укрепить материально-техническую базу для производства и переработки рапса; освоить залежную пашню.
Для этого иркутянам к 2021 году нужно увеличить валовый сбор маслосемян ярового рапса до 200 тысяч тонн (в 32,7 раза к базовому 2015 году) и обеспечить прирост выручки от реализации продукции производства и переработки рапса до 4,133 миллиарда рублей (в 37,6 раза).
Расчетные затраты на программу – 3592,1 миллиона рублей, в том числе 2059,3 миллиона из областного бюджета. Под рапсовую программу за пятилетку нужно приобрести 122 комбайна; 107 рапсовых столов; 241 опрыскиватель, 122 посевных комплекса, построить завод по протравливанию семян и, по мелочи, – сушилки, зернохранилища, – всего на 20159 миллионов рублей.
Правда, начинать Иркутской области нужно гораздо с менее выгодного места, чем Кузбассу: в базовом 2015 году рапсом там было засеяно всего 6109 гектаров…
Да, задача перед аграрным Кузбассом – увеличить объемы рапса вдвое, а не в тридцать раз. Но это не значит, что переход рапсоводства на качественно новый уровень дастся легко. «Чуйка» уходит в прошлое. Что и когда придет ей на смену?
Игорь Алехин.