Невелярные дети велярных родителей
Случаи, когда оба родителя или один из них активно используют так называемый велярный (горловой) звук Р – не редкость. Вот и мы с женою говорим на французский манер. Подрастает дочка, она уже начинает выговаривать Р, но явно подражательно, наследуя наше произношение. Есть ли смысл заниматься с логопедом, будет ли результат?
На вопрос нашего читателя отвечает кемеровский логопед Юлия Долгих:
– Попытаться в любом случае стоит. На первичном осмотре в режиме консультативного занятия логопед собирает информацию. Он может выявить некоторые физиологические отклонения от нормы (короткая уздечка языка, раздвоенность кончика языка, неправильный прикус или форма нёба) и у ребёнка, и у родителей. Значит, имеет место и наследственная предрасположенность, помимо подражательного момента. И уже после трех-четырех занятий с логопедом становится ясно, велика ли вероятность «не завести моторчик». Если нет звука – отпадает вопрос в его автоматизации. А в случае, когда отклонений на физиологическом уровне нет, смело берёмся за дело!
Каждый ребёнок рождается с нулевым звуком Р, то есть не заменяет его ничем, нет его. К четырём годам отсутствие звука Р чаще всего компенсируется другими звуками: это может быть Й, Л (Ль), велярный Р (как раз наш случай).
Логопед, чтобы ускорить процесс постановки звука, часто дает некоторые артикуляционные (а иногда и массажные) упражнения на дом. Но иногда приходится слышать, что у самих родителей звука правильного нет и что даже при наличии звука упражнения у них не получаются. Такое возможно. Ведь комплекс упражнений составляется с учётом индивидуальных особенностей строения артикуляционного аппарата ребенка, а не родителей. Простимулируйте вашего малыша для занятий. Видя счастливых и успешных родителей (при этом «велярных»), ребёнок может не понимать, зачем ему этот звук.
Можно сказать ему, что он совсем взрослый, самостоятельный. И вы верите в него и в его силы «победить» этот звук Р, чтобы вы могли ещё больше им гордиться. Можно использовать функции фото- и видеосъёмки мобильного устройства. Просматривайте материал каждый раз, когда будете заниматься с ребёнком. Это ему понравится! Ведь это гаджет!
Наконец, свершилось! Моторчик завёлся! Ура! А потом ваш малыш научится читать и сможет контролировать произношение Р самостоятельно. Для формирования, воспитания привычек требуется время. Грамотная речь – не исключение.
Используйте аудиозаписи: записывайте стихотворения, пойте песни. Главное – желание! И больше доверия педагогу! Поверьте: каждый уважающий себя специалист сделает всё возможное, пойдёт на любые эксперименты (а они в нашем деле не редкость), чтобы увидеть на лице вашего ребенка улыбку, услышать от вас слова благодарности.