Актуальное

По семейным обстоятельствам

14 декабря 2016 | Газета «Кузбасс»

Выдуманные сюжеты в телесериалах, как говорится, отдыхают в сравнении с реальными историями, которые я услышала, побывав на приёме по личным вопросам у уполномоченного по правам ребёнка в Кемеровской области Дмитрий Кислицына

Шестеро
не по лавкам
Первой в кабинет вошла женщина с грустным лицом. Стала рассказывать:
– Я, Лилия Андреевна Бекетова, прошу не за себя, а за многодетную одинокую мать – Наталью Чернякову. Я совершенно чужая для Наташи. О её аховом положении узнала случайно. Представляете, она и шесть её детей жили в «гостинке» вместе с родителями Наташи и её сестрой. Десять человек на 18-ти квадратных метрах! Как многодетная мать Наташа стоит в очереди на получение жилья. Но когда ж подойдёт эта очередь?! Она – 667-я. Вот и стала я хлопотать за Наташу и её детей. Предоставили многодетной маме комнату в соседней «гостинке». Но всего на год. И то на условиях коммерческого использования. Более трёх тысяч рублей платит Наташа за комнату. А дохода-то у неё, считай, никакого: сейчас, когда младшей дочке уже исполнилось полтора года, выплаты составляют лишь семь с половиной тысяч рублей. По тысяче рублей с небольшим на человека в месяц. Здесь не просто черта бедности. Здесь – горе горькое…
Дмитрий Владимирович, выслушав неравнодушную общественницу, тут же набрал телефон приёмной главы города Кемерово Ильи Середюка. Увы, последнего не оказалось на месте. Значит, разговор пока отложен.
– А почему сама Наташа не пришла на приём? – спрашиваю Лилию Андреевну.
– Малышку не с кем было оставить. Родители Наташи работают, а старшие дети в школе. Но у меня доверенность на право представлять интересы многодетной матери. Уж в какие я только двери не билась! Кто-то удивляется: мол, вы-то совершенно чужая, почему так печётесь о чужих проблемах? Кто-то сразу спрашивает: «Зачем столько нарожала, если нет ни мужа, ни жилья?!»
Признаюсь, что этот вопрос крутился и в моей голове, когда я шла в девятиэтажное общежитие на Ленинградском проспекте. И вот пришла, постучала в дверь, а за дверью сразу расхотелось спрашивать «Зачем рожала безотцовщину?» Как и рассуждать на тему планирования детей. Из шести сестренок и братишек дома было только пятеро. Все весёлые, хорошенькие, чистенькие, словоохотливые, воспитанные и гостеприимные: Андрей (10 лет), Саша (9), Настя (8), Полина (7) и Верочка (полтора годика). Самый старший Слава (12 лет) сразу после школы пошёл к бабушке и дедушке в другую «гостинку». В этой комнате нет места, чтобы сесть за уроки. На единственном стуле все сидят по очереди. А вообще-то комната обставлена. Мама Наташи Надежда Ивановна оформила на себя кредит, купив внукам всё необходимое: шкаф и комод для хранения вещей, трёхъярусную кровать со столешницей. Кровать раздвигается почти до следующей стены. Так что мебельной «стенки» уже не поставить. Зная, что договор найма на эту комнату краткосрочный, всего на год, Наталья всё равно сделала ремонт. И обои подбирала под цвет новенькой люстры.
– У меня ведь даже собственной ложки не было, когда мы сюда вошли. Всегда жили с родителями. Так что с нуля обустраиваемся, – невесело улыбается многодетная мать.
– У нас даже телевизора нет. Бегаем к бабушке смотреть мультики по очереди, – вздохнув по-взрослому, добавляет третьеклассник Андрюша. Потом он достаёт из своего рюкзака послание из школы, от родительского комитета. Наталья, опять же с глубоким вздохом, читает текст: «Сдайте, пожалуйста, 500 рублей на нужды класса и чаепитие (новогодний праздник)».
– Мама, не волнуйся, мы не будем деньги сдавать, чай мы и дома попьём, – гладит Андрей загрустившую маму. Она, конечно, хочет, чтобы и для её детей были праздники, но 500 рублей на одного – неподъёмная сумма. А учеников-то четверо!
На какое-то мгновение в комнате повисло молчание. Нарушил его звонкий голос второклассника Саши:
– Мама, слушай песню про себя!
Андрей, Настя, Полина, Саша и даже крохотная Верочка усаживаются кто на стул, кто на столик, кто прямо на пол и начинают петь про самую лучшую маму на свете.
– А мы ещё и на шпагат умеем садиться, – говорит Настя. На шпагат садятся тоже «хором». А вот стихи читают по очереди. Теперь глаза Натальи светятся от материнского счастья. И я всё-таки решаюсь поинтересоваться насчет отца ее детей.
С ним, Павлом, Наталья официально вступала в брак, уже имея сына Славу и статус одинокой матери. А через полгода они развелись. Но потом опять жили, опять разбегались…
– Надеялась, что Паша одумается, пить перестанет, а он даже телефон Славика в ломбард заложил и пропил, – рассказывает Наталья.
У пятерых детей отчество Павла. Но у четырёх из них в свидетельстве о рождении в графе «отец» стоит прочерк. Официально Павел признан отцом только одного ребёнка.
– Значит, можно взыскать с бывшего мужа алименты, – рассуждаю вслух. – Должен же он вам помогать.
– Кто бы ему самому помог и самого пожалел! Появляется у нас раз в полгода. За полгода пять тысяч рублей принёс. Я на эти деньги «бэушный» холодильник купила. Теперь бы на стиральную машину накопить. Стиралка – моя мечта.
– А моя мечта – телефон, – признался Андрей.
– Я бы планшет у Деда Мороза попросил, – сказал Саша.
– Мне бы смартфон, как у моих подружек в классе, – подключилась Настя.
– Микрофон бы настоящий. И гитару. Тогда бы я вам так спела! – сказала Полина.
Полуторагодовалая Верочка промолчала, протянув ручки к своей маме. Наташа взяла дочку, поцеловала, произнесла:
– А наша общая мечта – квартира.
Уже в этой временной «гостинке» были у большой семьи проблемы. Соседям не понравилось топанье детских ног. А вахтёрша вполне серьёзно посоветовала: «А ты привязывай своих шустрых деток». Наташа, конечно, в слёзы…
Но сейчас она спокойна. Только вздыхает часто. Вот и я с грустью думаю, почему город предоставил многодетной и одинокой Наталье Черняковой не просто временное жильё, а еще и на коммерческой основе. Уполномоченный по правам ребёнка Дмитрий Кислицын обещал разобраться в этом вопросе. Надеюсь, что хотя бы бремя платы за наем (а это 1376,4 рубля в месяц, помимо платы за жильё и коммунальные услуги) спадёт с Натальи.
– Нельзя же с нами так поступать, – рассуждает по-взрослому десятилетний Андрей. – Мама бьётся, бьётся…
При этом другие «добрые» соседи (в родительской «гостинке») добивались, чтобы Наталью лишили родительских прав. Мол, не работает. А она носила под сердцем пятого ребёнка. Был суд. Он оставил детей с Натальей.

 Наталья с младшей дочкой - Верочкой. Фото автора.

Наталья с младшей дочкой — Верочкой. Фото автора.

Потому что бабушка…
А вот история ещё одной матери, тоже по имени Наталья.
– Уже два года, как она вообще не показывается. Я даже розыск провела. Нашли её здоровой и пьяной, – со слезами на глазах начала свой печальный рассказ Салима Назарова. К уполномоченному по правам ребёнка она приехала с 14-летней внучкой Настей. А дома, в Ясногорском посёлке, остался 11-летний Коля.
– Я, считай, с рождения внуков воспитываю. А их мать, моя непутёвая дочь, всё устраивала личную жизнь. Дети ей были не нужны. Все мы жили на мою пенсию. И сейчас живём только на неё. А дети-то растут. И вот уже два года, как Настю и Коленьку окончательно бросила мать. Я добиваюсь, чтобы её лишили родительских прав. Я бы оформила опеку, получала пособия. Всё равно ведь внуки со мной. Но в отделе опеки Кемеровского района мне сказали: «Мы, конечно, можем вам помочь, забрав внуков в детский дом», – Салима Хаматовна разрыдалась.
Сколько раз приходилось ей слышать упрёки в свой адрес! Мол, есть и ваша вина в том, что дочки выросли непутёвыми. Да, есть у нее ещё одна дочь – Ирина. И она, родив сына, бросила его на попечение матери.
– Но внука Андрея мне было легче воспитывать, – говорит любящая бабушка Салима Хаматовна. – Я получала на него шесть тысяч рублей. Андрей техникум закончил, сейчас в армии. Часто звонит. Про мать не спрашивает. И она про него ничего не знает, хотя живёт в соседнем селе…
Ещё до службы в армии Андрей оказался в том самом селе. И увидел мать. Конечно, он не ждал, что мать бросится его обнимать и целовать. Но от того, что она его вообще не узнала, даже опешил.
– Я ведь сын твой, – сказал ей парень. Но пьяная женщина смотрела как будто сквозь него.
– А в детстве-то ваши дочки какими были? – спрашиваю Салиму Хаматовну.
– Послушными, трудолюбивыми. Я дояркой работала, так они ко мне на ферму прибегали. Помогали за бурёнками ухаживать. Школу окончили – и как будто их подменили. Что старшую Ирину, что младшую Наталью. Она ведь ещё и деньги у меня воровать стала. Дам я ей пять тысяч рублей, попрошу, чтобы за квартиру заплатила. Невдомёк мне было спросить квитанции… В общем, шлейфом долг и пеня потянулись с того времени. Теперь по решению суда с меня будут высчитывать половину пенсии. Хорошо, что у нас есть огород. Картошка, соленья свои. Летом я по ягоды ходила, продавала. Надо же было Настю и Колю в школу собрать.
Попыталась Салима Хаматовна попросить помощи в школе. Но ей сказали, что заявление для акции «Помоги собраться в школу» должно быть от родителей. А она просто бабушка.
Но ведь все в Ясногорском знают, что она одна тянет внуков! Настя и Коля – хорошие ученики, занимаются спортом, радуют бабушку оценками и медалями, грамотами. А про свою мать, как и их двоюродный брат, тоже не вспоминают. Если и увидят её невзначай, то бегут подальше. От неё и от стыда за неё.
Да, в последнее время родительских прав лишают только в крайних случаях. Дают шанс для исправления. Но здесь-то и есть крайний случай. Об этом в телефонном разговоре со специалистами опеки говорит и уполномоченный по правам ребёнка Дмитрий Кислицын. На том конце провода, как я догадалась, пообещали поглубже вникнуть в эти непростые семейные обстоятельства. В интересах детей, конечно.
…А в кабинете ещё один посетитель, Пётр Потапов. С грустными историями о бывших детдомовцах. К сожалению, не все они проходят испытание самостоятельной жизнью. Я не раз бывала вместе с Дмитрием Владимировичем в воспитательной колонии, в следственных изоляторах. И там уполномоченный по правам ребёнка всегда просил: «Поднимите, пожалуйста, руки, кто из детского дома». К сожалению, таковых оказывалось немало.
Ещё и поэтому Дмитрий Кислицын в Москве на совещаниях у министра образования настойчиво поднимает вопрос о социализации бывших воспитанников детских домов. А я пока записываю адреса, где могла бы встретиться с повзрослевшими, но по-прежнему неприкаянными сиротами. Но это будут уже другие истории.
Галина БАБАНАКОВА.

Другие статьи на эту тему

30 марта

Детский омбудсмен и два замгубернатора Кузбасса проведут «прямые линии»

С 30 марта по 3 апреля 2020 года с 15 до 17 часов вы можете…

31 мая

В Кемерове детский омбудсмен вручил заслуженные награды юным и взрослым кузбассовцам

В Кемерове состоялся торжественный прием, на котором уполномоченный по правам ребенка в Кемеровской области Дмитрий…

06 февраля

Голодные обмороки у кузбасских школьников не подтвердились

В среду, 6 февраля, состоялась встреча губернатора Кузбасса Сергея Цивилева с уполномоченным по правам ребенка…

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс