Актуальное

«Ярмарка бизнес-идей»: новый формат – новые возможности

9 декабря 2016 | Газета «Кузбасс»

Ты – предприниматель!


yarmarka%16novyiy-format

Выпускники образовательной молодежной программы «Ты – предприниматель!» прошлых лет, отвечая на вопрос анкеты, чего они ждут от Программы, непременно заявляли: «Хочу попасть на ярмарку бизнес-идей!». И понять их  можно. Эти «ярмарки», действительно, поражали… Полторы, а иногда и две сотни одновременно говорящих в полный голос человек за длинными столами: по одну сторону — автор бизнес-идеи, по другую – бизнес-эксперт. Одному надо  успеть донести важность своей идеи, другому – уловить ее суть и дать совет. И на все про все у них – несколько минут… 

— Вот от «нескольких минут» мы в этом году можем позволить себе отказаться. Не хочу заранее раскрывать все карты, скажу только, что «Ярмарка бизнес-идей»  пройдет в новом формате. Ее постоянные организаторы – кемеровское Агентство «ПРОФИ» —  уверяет, что эффективностью нового формата будут удовлетворены все участники «ярмарки» — и  авторы бизнес-идей, и бизнес-эксперты, — сообщила в начале  образовательного этапа Программы ее постоянный куратор Елена Борисова, главный консультант Департамента по развитию предпринимательства и потребительского рынка Кемеровской области.

yarmarka-16-novyiy-format-2

… И все увидели действительно другую «Ярмарку бизнес-идей». С того самого момента, когда завершился мастер-класс бизнес-тренера Станислава Оленева, где он объяснял ребятам, как ярко, конструктивно и информативно презентовать бизнес-идею экспертам или потенциальным инвесторам за 5 минут. Случайно заглянувшего тогда в холл развлекательного центра «Континент» не могло не удивить то обстоятельство, что  он был заполнен…  тихо воркующими парочками, причем не только разнополыми.  «Не мешайте! – попросила директор Агентства «ПРОФИ» Наталья Михайловская. — Они выполняют задание бизнес-тренера — презентуют свои бизнес-идеи друг другу. Перед тем, как встретиться с экспертами и потенциальными инвесторами».

Встреча с экспертами и потенциальными инвесторами на нынешней «Ярмарке бизнес-идей» проходила  в такой же (совершенно непривычной для прежних «ярмарок») тишине в 6 бизнес-зонах: медицина, спорт и здоровье; транспорт, логистика; агро- и пищевая промышленность, предприятия общественного питания и ветеринария; сувениры, подарки, праздники и развлечения; обучение, развитие, детство; строительство, производство строительных материалов, инженерия и экология.

 

В каждой зоне  за столом – эксперты, напротив (кружком) — авторы бизнес-идей из названных отраслей.  Одну бизнес-идею обсуждают все эксперты, сообща. У  авторов других идей есть возможность все это слушать…

yarmarka-16-novyiy-format-tishina

Среди нескольких десятков экспертов, которые оценивали бизнес-идеи участников программы «Ты – предприниматель!» были Екатерина Родыгина,  директор компании «Консультант»; Светлана Энгель, руководитель регионального Центра инноваций социальной сферы, президент муниципального некоммерческого фонда поддержки малого предпринимательства г. Кемерово; Александр Лобанов,  генеральный директор ООО «Провинция – Ресурс»; Владимир Поликаров, директор компании «АВТОТЕХЦЕНТР 24»; Сергей Скоробогатько, директор филиала ООО «Росгосстрах» в Кемеровской области и Дмитрий Абрамов, руководитель проектов группы компаний «Альфа Менеджмент».

Мы попросили их ответить на два вопроса:

— Как вы оцениваете новый формат «Ярмарки бизнес-идей»?

Владимир Поликаров
: — Я третий раз на «Ярмарке». Этот формат более продуктивный. Организаторы немножко по-другому к отбору участников  подошли — сделали предварительно аудит проектов, и люди пришли,  скажем так, на порядок более подготовленными, чем приходили  в прошлый раз. В прошлый раз приходили, условно говоря, школьники с «хотелками». Почему хочу, почему это должно сработать? — в основной своей массе люди никакого представления не имели. В этом  году такого не было…

 
Александр Лобанов: —  Я был на всех «Ярмарках». Этот вариант лучше, потому что специализация проектов учтена.

 
Сергей Скоробогатько: — Этот формат мне ближе, потому что времени пообщаться с человеком больше. Начинающие предприниматели идут, скажем так, сгруппированные по каким-то тематикам, к экспертам, знающим эту тематику. Раньше эксперту даже элементарно переключиться, условно говоря,  с оказания услуг на тему с производством, не всегда хватало времени, не говоря уже о том, чтобы дать авторам бизнес-идей качественную обратную связь.  Поэтому такой формат, я думаю, полезнее. Особенно  для тех, кто хочет получить обратную связь от экспертов. А большинство здесь именно для обратной связи – куда еще посмотреть, чего еще «поковырять» в своем проекте…

Светлана Энгель: —   У каждого формата «Ярмарки» свои особенности. Сейчас через меня прошло только 7 проектов, а раньше  — да, под  шум и гам — проходило  30.  И я как эксперт,  как профессионал в своей сфере, получала гораздо больший срез проектов. Да, там было тяжелее. Здесь можно более содержательно, более глубоко,  коллективно обсудить бизнес-идею. Но я бы с большим удовольствием еще проекты послушала, и получила для себя гораздо больше информации. Ребята, по-моему, сегодня тоже меньше информации о своих проектах получили. Но зато у них есть возможность повзаимодействовать друг с другом. Когда идет поток, они друг друга не видят, здесь они уже перезнакомились. Здесь нетворкинга больше получается…

 
Дмитрий Абрамов: — В прошлом году я сам был участником программы, в этом – уже как эксперт. Считаю, что в этот раз более продуктивно проходит ярмарка. Эксперты имеют возможность все сразу пообщаться с автором бизнес-идеи, задать какие-то вопросы – больше обратной связи получается. При прежнем формате не так комплексно бизнес-идеи прорабатывались. Хотя был плюс. Пока ты переходил от одного эксперта к другому (и каждому должен был сказать о сути идеи), оттачивалась твоя мысль, четче представлялась бизнес-идея.

 

Екатерина Родыгина: — Второй раз участвую в этом проекте, и мне очень нравится нынешний его формат. В прежнем было очень сложно в потоке уловить индивидуальность. После такого интенсивного общения сложно было сфокусировать внимание. Здесь более рабочий формат. И то, что по отраслям проекты разделены, тоже очень удобно.


— Как  вы оцениваете представленные здесь бизнес-идеи?

Владимир Поликаров: —  Радует то, что молодые люди пытаются  заниматься предпринимательством. Несмотря на то, что среда у нас очень агрессивная к этому. Находят ниши там, где пока еще нет конкуренции. Есть ребята, у которых уже есть бизнес и они зарабатывают. И им по большому счету  ничего не надо, кроме как услышать от экспертов: да, все хорошо! В основном это бизнесы по производству эксклюзивных вещей каких-то, то есть, это не массовое, не поточное производство. Но массовое  производство сложно запустить без какого-то большого масштаба. Поэтому молодцы ребята, что могу сказать?

Александр Лобанов: —  Конечно, бизнес в сельском хозяйстве — это сложный бизнес.  Я ребят сразу предупреждаю: самое главное, не надо никаких широких шагов делать, чтоб штаны не порвать. Потихонечку надо двигаться. Говорю: купите весной у нас гусят маленьких, купите корма и осенью продадите. Гусенок 250 рублей стоит,  а взрослый гусь 1000 рублей стоит. Нормально люди зарабатывают на этом. Не надо сначала никаких грантов и ничего не надо сначала строить! Понятно же: если короткая дистанция, не надо вложений. Вот потом, когда  масть пойдет, как говорится, можно куда-то и вложиться…

Есть ребята, которые просто блуждают в облаках. Вот у девочки из Прокопьевска пчелопасека уже есть — 16 семей, но собирается ее до 60  увеличить. Но, опять же вопрос: куда девать мед? Он же не продается  толком-то… «Ну, вот в Анжерке собираются фабрику построить, мед фасовать»… Но это когда будет, и будет ли. Сейчас надо  думать, есть ли клиенты. Спрашиваю ее: «Вот если умножишь пчелосемьи на 2, есть клиенты?  Сколько сейчас клиентов? – 60-70 человек есть. —  140  есть? – Ну, может быть. – Вот на 140 клиентов и надо сейчас пасеку расширить, чтобы мед был для этих 140 человек».

Главная проблема – в сбыте. И вот этим ребятам, которые хотят заняться сельским хозяйством, — мясо свиней, КРС, птицы производить, я  говорю: не рассчитывайте реализовать свою продукцию в магазинах, потому что там вас свинокомплексы встретят с низкой ценой,  и вы там не конкуренты. На рынке вы не конкуренты. Поэтому ваша ниша – родственники, друзья, знакомые. Считайте, сколько их у вас, — исходя из этого, и рисуйте бизнес-план. Все. Точка!

Сергей Скоробогатько: — Не так много проектов удалось посмотреть, чтобы делать какие-то масштабные выводы, но из того, что было, для себя отмечаю, что все больше интересных проектов в свете коммерческих онлайн-продаж, т.е. молодежь смотрит в сторону Интернета. И это не просто потребительское отношение к Интернету, а именно  попытка полавировать, встроиться в онлайн-рынки. Новички абсолютно не обращают внимания на каких-то грандов общепризнанных, не боятся с ними пробовать «зарубиться». Они, конечно, шишки набьют на этом,  может и не взлетят, но, по крайней мере, не боятся конкурировать с нынешними лидерами онлайн-рынков – силу, энергию тратят, даже какие-то деньги пытаются привлечь, чтобы поставить это лидерство под сомнение.

На этом фоне очень заметна слабая проработка производственных проектов, —  знания их авторов о производстве поверхностно, опыта никакого (сначала  поработать самому на производстве, потрогать руками и прочувствовать каждую цифру своей шкурой) не хотят получать. То есть, почитали книги, прикинули на глазок, что оборудование стоит 5 единиц денег, а окупаемость у него от  2 месяцев до 10 лет, —  средняя где-то 5 лет, значит, я с этим попаду…  Все проекты производственные, на мой взгляд, слеплены вот таким образом…  Отсюда у многих слабое целеполагание. Спрашиваешь, с какой целью вы здесь?  – Ну, вот у меня идея. —  А нам-то что с этим делать? Ну, вы пришли на ярмарку зачем, я кто для вас? Вам нужен совет, вам нужна экспертиза, вам нужны деньги, вам нужны связи, вам нужны новые каналы продвижения, привлечения, дистрибуции? Многие от этих вопросов впадают в ступор, отвечают отшлифованными фразами презентации — не понимают, зачем они здесь.

Но при этом, повторюсь, есть реально интересные, глубокие ребята, которые идут в сферу Интернета. Я даже  многое для себя сегодня почерпнул, потому что для них это базовые вещи, а я, не связанный с дистрибуцией через интернет-каналы,  отношение к этому имею как потребитель, поэтому было  интересно с их стороны на это посмотреть…

Был ли здесь какой-то проект, чтобы все бросить и уйти туда? Нет.  Я же бизнесом начал заниматься с 18 лет, и он до сих пор действующий. Уходил от малого бизнеса в федеральные компании, ровно для того, чтобы получить эффект масштаба. Малый бизнес вытащить на федеральный уровень из Кузбасса  крайне сложно (не буду говорить, что невозможно, но крайне сложно). А хочется общаться с передовыми технологиями, получить эффект масштаба. И ровно поэтому  я бы не хотел оказаться на месте этих ребят. А вот то, что какие-то идеи у ребят были интересные, и они там смогут себя найти,  это абсолютно так.

Светлана Энгель: — В принципе это история любого проекта — он имеет тенденцию развиваться с годами. Если  первые годы на «Ярмарку бизнес-идей» шло большое количество проектов просто космических – суммы, которые, по мнению авторов, требовались на их реализацию, исчислялись миллионами рублей, то сегодня у каждого из 7 рассмотренных нами проектов бюджет 200-250 тысяч рублей. Это значит, что к стартаповцам пришло понимание того, что маленькие проекты более жизнеспособны, более реализуемы. Они тонко чувствует мелкие ниши, куда  можно зайти с такими проектами. И ребята – год от года — становятся более подготовленными к предпринимательской деятельности. Это тоже результат  тех  мер господдержки, которые появились в последние годы, и в том числе программы «Ты — предприниматель!».

Дмитрий Абрамов: — Мы послушали и обсудили бизнес-идеи 11 человек. Времени не хватило на всех. После еще около часа разговаривали с одним парнем — он производит материал, который по факту никому здесь не нужен, а у него есть другое классное направление – производство промышленного оборудования. С этим ему и надо работать. В чем смысл делать то, что никому не нужно?

Обратил внимание: участники «Ярмарки» хорошо знают про свой продукт, про свою услугу. Но совершенно не представляют ни ее востребованности — кому она нужна, ни кто у них конкуренты. Нет ответа даже на простейшие вопросы: сколько надо денег на реализацию идеи и сколько денег это принесет. Хотя бы знать: сколько ты хочешь получить. Если ты знаешь это, сможешь просчитать, сколько товара надо сделать или сколько услуг оказать, с каким чеком, чтобы получить эту сумму.

Начинающим ребятам надо находить людей, которые уже что-то сделали. Спрашивать всех подряд: как сделать это, как лучше продать то, что произвел. И тестировать, тестировать свой продукт.

От гипотезы как получить деньги до теста должно быть как можно меньше времени. А то приходит человек:  мне нужно 4 миллиона на запуск бизнеса, через 6-7 месяцев  выйду на прибыль. Ну, дадут тебе эти миллионы, а через 6-7 месяцев окажется, что ты загнулся. И теперь ты должен 4 миллиона плюс проценты. Что ты будешь делать?

Гипотеза должна прорабатываться быстро. Надо денег? Сколько? Несколько тысяч – одни действия, сотни тысяч – другие, миллион – третьи действия. Нужны короткие пробы. Получилось? Отлично. Нет – берись за другую гипотезу, третью… Пробовать, пробовать, пробовать!

Но при этом необходимо понимать: надо браться за те идеи, для которых все есть сейчас, — такая актуальность действий. Я, к примеру, много чего хочу, но понимаю: для одного нужны деньги, для другого – здание, для третьего -люди знающие. Если этого нет – идея откидывается, пока для нее не будет ресурсов.

Сейчас делай то, что на что хватает ресурсов сейчас. Не заемных, причем. На первом этапе заемные деньги – это плохо. Должно быть четкое понимание: откуда возьмутся деньги, не запускать без этого проект.

Запусти сайт, сделай рекламу, посмотри, а есть ли интерес к предлагаемому тобой у людей. Пойдут звонки, смотри, что у тебя не так, и  дорабатывай свой продукт. А может, никто вообще не позвонит. Ждать несколько месяцев: а вдруг заинтересуются? Нет, — давай следующую гипотезу!

Екатерина Родыгина: — В этот раз организация «Ярмарки» была такая, что я увидела: ребята представлены более мощные. И их идеи более жизнеспособные.

Конечно, часть идей, я думаю,  так и останется на уровне идеи. Не перейдет в стадию разработки продукта, не уйдет в производство, и соответственно не будет продаж. На это влияет много факторов. Надо понимать, что из множества идей до этапа производства и продажи доходит минимальное их количество. Это нормально. Жизнь проверяет их на жизнеспособность таким образом.   Это, во-первых.

Во-вторых, чтобы стать предпринимателем, человеку нужно учиться. Предприимчивость, как таковая, это, конечно, потенциал. Но ее нужно развивать, эту жилку. Вы не можете априори стать талантливым предпринимателем —  это труд. Культура предпринимательская у нас недавно начала формироваться. Политика в этой сфере появилась, мероприятия стали проводить, учебу.

Надо многое постичь, чтобы человек свою компетентность в разы усилил. К сожалению, наши вузы предпринимателей не готовят. Предприниматель – это организатор, руководитель и владелец в одном лице. А иногда и сам же исполнитель. Вузы таких специалистов не готовят, в лучшем случае – руководителей. Так что на предпринимателя надо учиться где-то дополнительно. Предпринимательское обучение — навыковое. Оно требует понимания, вбирания в себя и отработки, закрепления на практике этих навыков. Многие предприниматели, собравшиеся сегодня здесь – и начинающие, и уже что-то сделавшие — не в полной мере осознают, что им нужно пройти этот образовательный процесс. Я так говорю, потому что я бизнес-тренер и сама прошла весь этот путь. Проработав немалое количество лет, поняла: нужно учиться, хотя уже есть опыт, ощущение, что могу что-то сделать, а все равно  нужно учиться. И всем начинающим говорю: нужно учиться!

Расспрашивала Вера КАРЗОВА.

sergey-skorobogatko-i-aleksandr-pfayf

Эксперт Сергей Скоробогатько — директор филиала ООО «Росгосстрах» в Кемеровской области и автор одного из шести лучших проектов «Ярмарки» Александр Пфайф

P.S. А закончилась «Ярмарка» чествованием шести победителей, чью бизнес-идею эксперты каждой бизнес-зоны сочли лучшей. Вот их имена: Александра Скрипкина (вендинговые автоматы с чистой водой у дома), Александр Пфайф (готовые интернет-магазины по продаже автозапчастей), Людмила Земченкова (семейная пчелопасека), Александр Стелар (Мастерская PlastCraft), Сергей Шинкарев (образовательно-практические курсы по радиотехнике для школьников) и Алексей Фертяков (ремесленная мастерская «СВАРГА»).

Рассказ о них – в следующем материале рубрики «Ты-предприниматель-2016»

Другие статьи на эту тему

20 сентября

Социальных предпринимателей «взяли на карандаш»

Киселёвск стал первым моногородом Кузбасса, где объявили конкурсный отбор на предоставление субсидий для возмещения части затрат предпринимателям, занятым социально-значимыми видами деятельности. Сейчас к этому процессу подключились и другие территории региона.

25 июля

Моя мама – предприниматель

Благодаря федеральному образовательному проекту 35 кузбасских мам могут стать предпринимателями.

30 декабря

Конкурс молодежных проектов на гранты губернатора-2016

Многие начинающие предприниматели шли на кузбасскую молодежную образовательную программу «Ты-предприниматель!» не только затем, чтобы пополнить копилку своих знаний о том, как сделать бизнес эффективным. Их привлекала возможность получить грант губернатора на реализацию своего бизнес-проекта.

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс