Гурьевский металлургический: шагая в третий век
15 ноября (по старому стилю) 1816 года в день святых мучеников Дмитрия и Гурия в Салаирском крае был пущен новый завод. По существовавшему тогда обычаю новое предприятие назвали Гурьевским. И с того дня уже 200 лет служит России Гурьевский металлургический завод.
Такое долголетие представляет собой уникальное явление и само по себе внушает уважение. Пройти через революции, войны, социальные и экономические потрясения и при этом сохранить производство – такое суждено не всякому предприятию.
«Сияньем серебра
заря вставала…»
На протяжении полутора веков Гурьевский металлургический завод был вспомогательным для других заводов. Всё началось с того, что близ Колывано-Воскресенских заводов, которые появились на Алтае с 1725 года стараниями горнозаводчика Акинфия Демидова, истощились запасы медных руд. В результате поисков неподалеку были обнаружены богатые месторождения полиметаллов и серебра. Так у Салаирского рудника возник Гавриловский сереброплавильный завод. Однако он не справлялся с переплавкой серебряных руд, и в помощь ему решено было построить еще одно предприятие.
Через несколько лет параллельно с сереброплавильным направлением на Гурьевском заводе стали развивать и железоделательное. В 1826 году здесь дала плавку первая доменная печь, было начато производство изделий из железа, а в 1830-м выпущен первый в Западной Сибири прокат.
Нет худа без добра…
В 1839 году завод очень сильно пострадал от пожара: огонь уничтожил большую часть зданий, имущества. Казалось, от такой беды уже не оправиться. Но Сибири нужен был металл, а гурьяне уже наладили его производство, и потому Кабинетом Его Императорского Величества (завод был казённый) было принято решение о масштабной реконструкции. Цехи стали строить просторные, каменные, на предприятие пришло новое оборудование.
К 1840 году сереброплавильное производство постепенно сошло на нет из-за трудностей добычи и переработки руд. После реконструкции завод стал называться «Чугуноплавиленным и железоделательным». При участии знаменитого металлурга Павла Аносова, назначенного в 1847 году гражданским губернатором Томской губернии, гурьяне в 1848-м освоили производство булатной стали, изделия из которой в 1951 году были отмечены серебряной медалью на Всемирной выставке в Лондоне.
Наступило время, когда без сложных механизмов завод развиваться уже не мог. В 1860 году на базе предприятия была запущена первая в Сибири механическая фабрика, где производились паровые машины, а также сверлильные, токарные и другие станки.
В 1882-м на заводе построили новую домну. Возвели ещё один каменный корпус, в котором разместились чугуноплавильное, литейное, железоделательное и кузнечное производства. А в феврале 1897 года на основании царского указа завод был сдан в аренду акционерному обществу Восточно-Сибирских чугуноплавильных и механических заводов. Были намечены грандиозные планы, но сбыться им не удалось. Тем не менее, на заводе появилась первая в Сибири электростанция и телефон.
Через три года завод вернулся к прежнему собственнику – Кабинету Его Императорского Величества. В казне денег не было, предприятие остановили. В 1908-м на заводе работали только литейные и механические мастерские, специалисты уезжали из посёлка. Но судьба вновь оказалась благосклонной к заводу. В 1913 году он был продан Копикузу (франко-немецко-бельгийское акционерное общество «Кузнецкие каменноугольные копи». – Ред.), который сначала решил использовать завод как предприятие по ремонту механизмов и оборудования для рудников и шахт. А затем акционеры обратились к императору с предложением пустить на ГМЗ доменную печь. В условиях войны задача была важнейшей. Разрешение было получено.
В течение 1915-1916 годов завод выдавал до 2,5–3 тысяч тонн чугуна и обеспечивал потребности в металле строящихся кемеровских коксохимзавода и рудника. Однако из-за трудностей доставки древесного угля домну пришлось остановить. Продолжали давать продукцию только две вагранки, механическая, котельная, кузнечная мастерские.
Копикуз готовился начать на юге Кузбасса строительство крупного Кузнецкого металлургического комбината. С этой целью были разведаны месторождения каменного угля, железной руды, известняка, огнеупорных глин, песка, кварцитов. Для руководства строительством пригласили лучших в стране специалистов и инженеров – М.К. Курако, И.П. Бардина, Г. Е. Казарновского. Многие из них трудились на Гурьевском заводе. Но предприятие никак не могло набрать силу, поскольку были перебои с поставками сырья: подводами на лошадях много не привезешь! И в 1921 году металлурги вместе с железнодорожниками начали строить участок дороги, соединяющей станцию Белово и Гурьевский посёлок. На ГМЗ освоили выпуск необходимой для этого продукции: болтов, гаек, железнодорожных костылей. Переплавили на рельсы всё имеющееся на заводе железо, выправляли искореженные за время Гражданской войны рельсы Транссиба. К концу 1921-го
дорога была построена, и сырье теперь шло практически непрерывным потоком. Благодаря этому с 1922 года на ГМЗ начинается подъём производства. Завод становится единственным предприятием по снабжению Кузбасса чугуном и железом. Успешно были завершены опыты по получению чугуна на каменном угле, что в разы увеличило рентабельность производства. Вскоре в домне Гурьевского завода был получен ферросиликомарганец, а также впервые в России осуществлён процесс непрерывной разливки стали.
В 1924 году была построена первая в Сибири 5-тонная мартеновская печь, в 1925-м получен первый прокат. Так в Кузбассе появился первый завод с полным замкнутым металлургическим циклом. ГМЗ стал базой для строительства не только КМК, но и рудников, шахт Кузбасса.
После подключения завода к линии электропередачи в 1933 году был начат выпуск новой продукции – стальных мелющих шаров. Однако конкурировать с новым КМК было тяжело. Руководство предприятия принимает решение о реконструкции цехов. С 1938-го по 1940 год в эксплуатацию вводятся гвоздильно-проволочный, листокатальный, кроватный и другие цехи.
Сороковые роковые
К 1941 году в валовой продукции ГМЗ только 30 процентов занимали сталь и прокат, все остальное – метизы и изделия ширпотреба. В первые месяцы вой-
ны было мобилизовано практически все руководство завода, на фронт ушло 90 процентов кадровых рабочих. Их место заняли старики, женщины, дети. Трудились также эвакуированные, репрессированные, осуждённые.
Еще осенью 1941 года в Москве не верили, что коллектив ГМЗ справится с государственными заказами. Но гурьевские металлурги в кратчайшие сроки сумели перевести производство на военные рельсы: в мартеновских печах плавили специальные марки стали для производства оружия, прокатчики начали производство сложных тонкостенных профилей для авиастроения. За годы войны прокатный цех освоил 24 новых профиля.
Велено выжить!
С отменой военных заказов отпала необходимость в выпуске высококачественных марок стали. ГМЗ переориентировался на мирную продукцию, которая не приносила большой прибыли. 1945 год отработали с убытком. Модернизации ГМЗ так и не дождался, потому что государство все силы бросало на восстановление бывших оккупированных территорий.
Предприятие стало рентабельным лишь в 1947 году. Тогда на заводе выпускали мартеновскую сталь, сортовое и кровельное железо, стальные мелющие шары, а также металлургическое оборудование, запчасти к сельхозмашинам, гвозди, посуду.
Затем была реконструкция – сначала мартеновского цеха (в 1966-м), затем прокатного (в 1978-м). До 1985 года реконструировали литейное производство. В 1993-м был введен в строй новый шаропрокатный цех.
ГМЗ выстоял в 1990-е и в начале двухтысячных продолжил модернизацию, постоянно расширяя сортамент и наращивая объёмы производства.
Гурьевский металлургический завод динамично вписался в современную систему промышленности благодаря постоянному развитию. С 2007 года на ГМЗ действует система менеджмента качества. Металлопродукция поставляется как на российские предприятия, так и в страны СНГ.
На ГМЗ выпускают сталь, уголок, швеллер, специальные профили для машино-, вагоностроения, стальные мелющие шары диаметром от 20 до 120 мм. Гурьевский шар обладает ударостойкостью – в 3,5 раза, а износостойкостью – в 1,5 раза большей, чем шар, произведённый по обычной технологии.
Предприятие готово удовлетворить запросы самых требовательных заказчиков. Здесь могут выпускать как крупные, так и мелкие партии продукции. Это является конкурентным преимуществом: когда потребители не могут себе позволить сделать большой заказ, обращаются на ГМЗ. Специалисты предприятия постоянно ведут работу по освоению новой продукции. Так, в 2014 году начали выпуск полосы для сельскохозяйственных кос. И ГМЗ – единственное в России предприятие, производящее данный профиль. А в 2015 году прокатчики освоили выпуск полособульба. Так Гурьевский завод стал первым в Кузбассе предприятием, наладившим выпуск спецпрофиля для судостроения.
Два века позади. Судьба завода непроста, но из самых сложных ситуаций ГМЗ выходил победителем благодаря людям – сильным, целеустремленным, верящим в свои силы. И сегодня коллектив стойко переносит трудности, делает всё возможное и даже более того, чтобы билось сердце родного предприятия. ГМЗ шагает в третий век.
Светлана Зубкова.
При подготовке статьи использовались материалы книг М.Е. Сорокина «Гурьевск» (АО Кемеровское книжное издательство, 1996 год), а также «190 лет стального мастерства» (автор А.А. Воробей, 2006 год).