Соцсети:

А если оценки разделить?

23 ноября 2016 | Газета «Кузбасс»

Педагоги из регионов предлагают Министерству образования и науки РФ разделить экзамен по математике в девятых классах на базовый и профильный. Ответа пока нет.

В этом году, по данным областного департамента образования и науки, 274 кузбасских девятиклассника не получили аттестата об окончании школы из-за того, что не сдали экзаменов по обязательным предметам – русскому языку или математике (или по тому и другому). Итоги подведены после последней, осенней попытки пересдачи.
Доля ребят, оставшихся без аттестата, вроде и невелика: 1,1% от общего количества выпускников, сдававших экзамены. Но если прибавить к нынешним неудачникам прошлогодних и позапрошлогодних, которым и в этом году не посчастливилось получить аттестат, число, возможно, вырастет.

Обязаны обучить?
Отсутствие документа об основном (девятилетнем) образовании может сильно подпортить судьбу.
Руководитель Кузбассобрнадзора Ольга Лысых, выступая с докладом на августовском педсовете, сказала, что выпускники девятых классов без аттестатов – «это наша общая боль, ее надо лечить всем миром, чтобы дети не пополнили ряды малолетних преступников»…
Без аттестатов попросту никуда не возьмут. Ни в десятый класс, ни в техникум. А работа – какая работа в 15 лет без каких бы то ни было «корочек»? К тому же у нас действует закон об обязательном среднем образовании, и потому главная задача – выучить такого ребенка, а не трудоустроить.
Но с обучением не всё так просто. В одной из вечерних школ, в которые и идет большинство таких детей, я задала вопрос о судьбе прошлогодних поступивших к ним девятиклассников со справкой вместо аттестата. Тогда они пришли, чтобы через год, в 2016-м, еще раз попытаться сдать злосчастный ГИА. Но оказалось, что из них и в этом году лишь часть смогла преодолеть барьер.
– А остальные куда теперь? – спросила я. – Опять их у себя в девятом классе оставили?
– Нет, конечно. Мы не знаем, куда они ушли, – ответили мне.

Разные двоечники
Распространено мнение, что этим детям наплевать на всё, а значит сами виноваты. Дескать, лоботрясы, митрофанушки и т. д.
– Да нет, это не дети плохие, условия жизни у многих тяжелые, – уверяли меня в прошлом году учителя одной из сельских школ. И рассказали, к примеру, что в доме ученика, к которому пришли зимой с проверкой, есть ли условия для подготовки к экзаменам, не топилась печь, потому что не было угля и дров. И с едой там проблемы. До учебы ли?
Однако от провалов на экзамене не застрахованы и дети из благополучных семей. Директор одной из кемеровских школ поделилась собственным опытом:
– Мой племянник вышел из девятого класса без аттестата. У него очень хорошие родители, но мальчик с детства был не очень здоров. Не настолько, чтобы его оставили на домашнем обучении, но учился слабовато, хотя и очень старался. А на экзамене еще и растерялся…

Не захотел
во второгодники
Кроме вечерней школы, есть еще один вариант решения проблемы: остаться в родной школе на второй год. Но дети нередко отказываются от этого. Это ведь только несведущим людям кажется, что им всё равно.
Об этом мальчишке рассказали в другой кемеровской школе. У них он стал единственным за несколько лет девятиклассником, не получившим аттестат. Парень в этом году завалил математику. Сдавал ее четыре раза, последний раз уже в сентябре, и каждый раз получал двойку.
Случившееся и сам мальчик, и его родители переживают как драму. Неудача больно ударила по самолюбию подростка. А потому на уговоры педагогов остаться на повторное обучение он ответил категорическим отказом: «Стыдно!» И ушел в вечернюю школу.
– Разгильдяй? Учиться не хотел? – пытаюсь выяснить причину неудачи подростка.
– Не в этом дело. Он тихий, неконфликтный. Сказать, что педагоги с ним не занимались, будет неправдой, – поделилась со мной размышлениями классный руководитель парня. – Учителя днем и ночью с этими детьми. И родителей не упрекнешь. Там нормальная полная семья, о ребенке заботятся. Но, как и многие современные родители, они заняты всё время. Никакой родитель не уволится и не сядет с ребенком – многие сейчас работают на трех, четырех работах. А этот мальчик заведомо был в группе риска, так как никогда не показывал высоких результатов в учебе, с начальной школы.
Причем мальчишка очень хороший – отзывчивый, хозяйственный, первый помощник в школе: надо ручку прикрутить, стул отремонтировать – всегда к нему все обращались. И спортом он увлекается.
Есть дети, которым проще дается интеллектуальный труд, а есть те, кому практический. У всех свой путь познания, но школьная программа этого не учитывает.

Порог на выбор
Регионы, в том числе и Кузбасс, предлагают Минобрнауки вариант решения этой проблемы. А именно – разделить обязательные экзамены по окончании девятого класса (хотя бы непреодолимо трудный для некоторых ГИА по математике), от которых зависит получение аттестата, на два уровня: базовый и профильный. Как в 11-м классе.
Резоны в этом следующие. Если, допустим, девятиклассник планирует идти в 10-й класс и затем поступать в вуз, то минимальный порог должен быть выше. А если кто-то хочет продлить свое обучение в профессиональном техникуме или колледже, экзамен может быть проще. И тогда ребенок, сдав более легкий вариант, который ему по силам, заручится аттестатом, затем пойдет в систему СПО, получит профессию и среднее образование. А дальше сам решит – нужно ему образование более высокой ступени или нет.
Мысль интересная. Однако принятие подобного решения – прерогатива исключительно федеральных структур. Это их полномочия – вносить изменения в законодательство, в тот же порядок проведения ГИА. Но в любом случае какие-то меры по отношению к девятиклассникам, которые выходят из школы без аттестата, на государственном уровне наверняка будут приниматься. Не может система оставлять «за бортом» тысячи 15-летних подростков.

Между тем

Задача –
не скрывать данные
Какие решения принимаются для того, чтобы дети после 9-го класса не оказывались «лишними»? Разговор об этом – с руководителем Кузбассобрнадзора Ольгой Лысых
– Ольга Борисовна, не слишком ли сложные экзамены у девятиклассников и, в частности, не слишком ли высок минимальный порог на экзамене по математике, раз немалая часть детей именно его не может перешагнуть?
– Говорить о том, что в 9-м классе экзамены слишком сложные, нельзя. Содержание контрольно-измерительных материалов соответствует обязательному минимуму, который ребенок должен освоить.
Что же касается минимальных порогов, то для получения более объективных данных об уровне подготовки выпускников в Кемеровской области в этом году не понижали те значения, которые установлены федерацией, хотя такое право регионам было дано. И поэтому, естественно, выросло число не получивших аттестат по сравнению прошлым годом.
Сейчас, имея на руках полученные результаты, очень важно грамотно проанализировать их. И главное – выявить причины такой ситуации, когда, например, ребенок дошел до девятого класса и не знает таблицу умножения (а такие случаи реальны).
Кто виноват и что делать? Вот главные вопросы, на которые нам надо найти ответ.
Неслучайно с прошлого года проводится серия всероссийских проверочных работ, национальные исследования качества образования на уровне Министерства образования и науки. Эти оценочные процедуры позволяют понять, по какой причине и на каком этапе у детей ослабевает потребность в обучении, а также являются руководством к действию для преподавателей различных образовательных дисциплин.
– Известно ли, где сейчас дети, которые в этом году не получили аттестаты?
– С ноября по графику в департаменте образования и науки пройдут собеседования с каждым муниципалитетом, руководители будут отчитываться за каждого ребенка, который не получил аттестат, где он, какие меры предпринимаются. Школы, в том числе и вечерние, обязаны нести ответственность за своих детей.
– Кстати, почему вечерние школы закрывают? В Новокузнецке вот, слышала, вообще к сегодняшнему дню ни одной не осталось. Те, что были, присоединили к общеобразовательным или к учреждениям среднего профессионального образования?
– Проблема не в закрытии вечерних школ как юридических лиц. Пусть они существуют в форме структурных подразделений. Важно, что поменялось их назначение по сути. Если раньше они создавались для рабочей молодежи, то сейчас их контингент – это педагогически запущенные, слабоуспевающие дети из обычных школ, от которых зачастую хотят просто избавиться педколлективы, вместо того, чтобы самостоятельно исправлять свой «брак». И это неправильно. Сегодня одинаковые требования предъявляются к результатам ОГЭ, ЕГЭ для школьников, независимо от формы
обучения (заочной, очной, семейной).

Татьяна ФОМИНА.

Девятиклассникам-2017 для получения аттестата предстоит сдавать четыре экзамена: русский язык, математику и два экзамена по выбору. Выпускникам нынешнего года достаточно было сдать на оценку не ниже тройки лишь русский и математику. Результаты ГИА по выбору не учитывались, хотя сдать их требовалось.

Другие статьи на эту тему

27 апреля

Прокуратура Кузбасса организовала проверку после сообщения об установке камер в школьном туалете

Прокуратура Кузбасса организовала проверку после сообщения о том, что в школьном туалете установили камеры видеонаблюдения….

25 апреля

В больнице прокомментировали ситуацию с мальчиком, получившим перелом позвоночника в кемеровской школе

Ранее «Кузбасс» сообщал о том, что 21 апреля текущего года ребёнку во время потасовки в…

24 апреля

В Кемерове после ЧП в школе проводится служебное расследование

Накануне новость о вопиющем происшествии в одной из кемеровских школ мгновенно облетела интернет и вызвала…

Комментировать 0
Оставить комментарий
Как пользователь
социальной сети
Аноним
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс