Анаконда из Кузбасса стала претендентом на титул «Самой старой змеи» нашей страны

В «Книгу рекордов России» ушла заявка на 23-летнюю жуткую змею… с добрым именем Вася. И шанс попасть в знаменитый реестр у нашего деда Василия сейчас очень велик. Ведь такого титула еще никому из змей в стране не давали. И Вася, парагвайская анаконда, – кандидат №1.
…А рекордных сил у деда Васи из Ленинска-Кузнецкого еще ой сколько! И когда я, корреспондент «Кузбасса», попала в его «квартиру», под многочисленные горячие лампы, на нагретый каменный пол, оказавшись с фотоаппаратом всего в полутора метрах от Васи без каких-либо преград (и лишь со страховкой-шваброй со стороны), то испытала всё, что положено при встрече с анакондой в Южной Америке. Всё, что видела не раз в фильмах ужасов про Амазонку.
Змея же, оценив размеры и прикинув, насколько ей – ради такой еды – придется раскрыть пасть, поползла навстречу, неслышно приказывая остолбенеть… И кольца желто-зеленого «камуфляжного» тела поднялись восьмеркой, обещая бесконечность жизни, и убаюкивая, успокаивая, и всё разматываясь, и всё придвигаясь – ближе, ближе, ближе…
«Не кинется, не сожрет?!» – эта мысль, мелькнув, так и не вырвала меня из гипноза… И сытый змей Василий, с упитанной талией сантиметров так тридцати, ненасытно мотал себя и всё двигал ко мне навстречу… И я бы наверняка достоялась до накинутой петли, если бы следящая рука, выдернув меня за плечи, не захлопнула дверь в Васино царство…
По отчеству…
Конечно, сам Василий ни Амазонку, ни низкие ветки, нависшие над мутной водой, не помнит. Он родился в Москве. И рассказы о родине и статусе анаконды – самой ужасной змеи на планете – мог «слышать» от своих лишь в столичном зоопарке. Но о чем он точно с роду не «слышал», так это чтобы анаконды жили в Сибири.
– Но в августе 1994-го мы, готовясь к Дню шахтера, подготовив в подвале восемь клеток для будущего террариума, улетели в столицу за малышами, – вспоминает Татьяна Бочарова, директор «Выставочного зала» и террариума при нем. – Мне помогал выбирать и учил обращаться со змеями новосибирский герпетолог Гилинский. Никогда не забуду, как в кабинет, где мы в Москве ждали, принесли животных на выбор. И он вытряхнул на стол из мешка двух питонов. Я от ужаса запрыгнула на диван… Но он сказал, что раз решились вы открыть террариум, значит, давайте учиться брать змей в руки, и показал, как.
А прошло всего полдня, и Татьяна уже приклеивала скотчем к себе полотняные мешочки с двумя крокодильчиками, чтобы греть их своим теплом в дороге. А в ее рюкзаке уже дремали: пара парагвайских анаконд – Вася и Наташа, да два радужных удава, да питон…
…Потом в полете до Новосибирска экзотическая малышня вела себя тихо. И Татьяну в широком джинсовом плаще стюардессы принимали за пассажирку «в положении», оберегали… И в автобусе до Ленинска-Кузнецкого рюкзак вел себя так тихо, что Татьяна не выдержала – сунула туда руку.
– Выдернула – в крови: кто-то успел цапнуть. Точно, Василий…
Потом была первая ночь на кузбасской земле – и ночь очень суровая. В здании вдруг отключили электричество из-за аварии на линии. И Татьяна снова грела малышат на себе, переживая и ужасаясь…
– Да, в первые годы Вася с Наташей были очень агрессивны, их две головы из бассейна, из клетки, всегда торчали над водой, как у кобры. И анаконды всегда были готовы к броску, – поясняет ветврач Людмила Бочарова, показывая руку, однажды оказавшуюся у змея внутри, и рассказывая о пережитом шоке и о том, как… все равно они продолжали работать с анакондами и любить их… И Василия вскоре даже называть стали только по имени-отчеству. И дело было не в особом статусе анаконд, а в особом случае…
– Вскоре решили, что Василий наш заболел. Сдали его анализы в… лабораторию обычной больницы, ведь в ветклиниках таких исследований не проводили… В общем, выдали Васю за человека, написали в направлении: «Василий Федорович Уфимцев». Исследование показало, что заражения, воспаления нет, просто растет гормональный фон… Растет Василий Федорович…
Секрет долголетия
К заявке, отправленной на днях в «Книгу рекордов России», приложена инвентарная карточка из «Выставочного зала» Ленинска-Кузнецкого от 31.12.1994 на змея Васю, «о вводе в эксплуатацию» в том году. Это его главный документ, подтверждающий возраст и сибирский рекорд.
– Забирали же мы Василия из Москвы почти в годовалом возрасте. Он был в длину около метра, толщиной с трубу отопления. Так что он 1993 года рождения. И нынче ему уже 23 года, долгожитель, оставивший, кстати, трижды потомство, – поясняет Татьяна. – В длину Василий теперь за два с половиной метра. Вообще этот вид – парагвайская анаконда – так и растет до трех. В природе живет до 20 лет. А в неволе – мы находили сообщения о жизни парагвайских анаконд в террариумах по миру – максимум до 15 лет… И, кстати, вообще все анаконды, даже гигантская, о которой ходит столько мифов и легенд, в том числе в кино, не могут быть по 40 метров в длину, и человек для анаконд – не еда. Обычно в природе они по пять-шесть метров в длину, а максимальный рекордный экземпляр, встретившийся раз на планете, был 11 метров 43 сантиметра.
…А секрет долгих лет змея Василия Федоровича – тоже сродни человеческому. У нас это зовется жаждой жизни и познания мира, ведь бабушки, дедушки, если не сильно болеют, живут до тех пор, пока голова ясная и пока самим жить интересно. А у анаконд это зовется любопытством.
– Василий всегда отличался особым любопытством! Даже при уборке, стоило перекрыть щитом клетку, всегда над щитом поднималась его любопытная голова… А однажды (мы так и не можем понять, как) он, услышав под своим бассейном убежавшую крысу, просочился в щель настила вниз и поймал ее. Но «животом» в щели застрял. Эта щель – для выходящих к бассейну кранов с водой. Ну а он – ни туда, ни сюда… Свернуться, справиться с добычей Вася не мог. Но и зубы не разжал. Пришлось нам разбирать всё сбоку, крысу отбирать. Но вытащить Васю все равно не смогли. И времени ждать, когда похудеет, не было… Тут уж Василий рассердился на себя, на охотника. Сделал рывок за крысой – вниз, забрал ее снова, но и сам, наконец, себя освободил, упал под свой бассейн. Оттуда мы его и достали, с едой в зубах и очень довольного очередным приключением.
Лариса МАКСИМЕНКО.