Когда за ширмой — волшебник
25 сентября свой очередной юбилей отметит заслуженный работник культуры России Ян Зверянский. Самому опытному и мудрому, обаятельному и доброму, деликатному и умелому артисту-кукловоду, на сказках которого выросло не одно поколение кемеровчан, исполняется 75 лет!
Свою первую роль 9-летний Ян Зверянский сыграл в Китае. После революции там оказались бабушки и дедушки нашего героя. В 50-х годах XX века семья будущего актера переехала в Польшу, где Ян закончил польскую семилетку, а потом – в Россию. Страны и языки менялись, а драмкружок был «делом святым». Хотел поступить в Омский ТЮЗ, да мест свободных не оказалось. Тогда и случился театр кукол. Временно. А получилось — навсегда…
За это время актер сыграл более 200 ролей, поставил более двух десятков спектаклей. Ян Филиппович всегда охотно принимает участие в детских интермедиях и праздниках, в благотворительных утренниках, часто выезжает с актерами в отдаленные детские дома, больницы, малые города и районы Кемеровской области в рамках театрального проекта «Кукла лечит». Сегодня Ян Зверянский занят в премьерных спектаклях: «Алиса в Стране чудес» (Папа) и «Коза-дереза» (Дед).
— Мы работаем в детском теат-ре. Я люблю сказки, особенно русские народные, где есть юмор и человеческие отношения. И я точно знаю, что наши кемеровские дети любят эти сказки тоже. И когда они своих любимых героев видят оживающими на сцене, очень даже радуются этому факту. Я за то, чтобы в детском театре ребятишки воспитывались на нашей литературе, нашей драматургии, наших сказках. Они нам ближе.
— Конечно, я не мечтал быть кукольником. Но волею судеб попал в кукольный театр и не жалею об этом. Мне нравится, что дети к нам приходят порадоваться, получить наслаждение и поплакать даже. Вот что театр с ними делает… Эти переживания дорогого стоят. Ради таких минут мы и работаем.
— Куклы – они живые. И бывают тяжелые. Был в моей биографии спектакль, в котором кукла весила около 8 кг, а держать ее надо было около часа. И не только держать, но и работать, разговаривать. Работа наша требует и физических усилий, и правильного управления. Руки болят, плечевые суставы, пальцы, но это уже издержки профессии. Я свободно владею и тростевыми, и петрушечными, и планшетными куклами. Хотя планшетные не особо нравятся. Мне ближе, когда нас не видно, есть таинство, поэтому – Петрушка! А тростевая – самая трудная, но очень интересная кукла, где актер может хорошо раскрыться, показать всю пластику куклы.
— Чему учусь у детей? Непосредственности. Ведь ребенка обмануть тяжелее, он фальшь чувствует сразу. Если в зале тишина, значит, детям нравится, что происходит на сцене. Удержать интерес трудно. Дети меняются, конечно. И мы должны их всегда заинтересовать чем-то новым. Вот и стараемся технически обогащать спектакли, не отставать от жизни. Из новинок – «Алиса в Стране чудес», очень современный, наполненный спектакль. Так что, учимся мы друг у друга. А иначе и театр не нужен.
— Смешных историй было много, можно книгу издать, а мы не записываем, жаль. Дети из зала выкрикивают вещи разные, много смешного с самими актерами происходит (оговорки всякие), часто актеры падают, запинаются. Накладки, конечно, тоже случаются.
— Театр кукол был, есть и будет всегда. Даже в самые трудные времена он был всегда полон детворы. Потому что мальчишкам и девчонкам все равно, что там творится за пределами их мира. И мы должны поддерживать это детство в них. Сколько мне лет? Да я совсем юный! А иначе в кукольном театре мне и места не будет.
— Чего бы я пожелал нашим юным зрителям? Ходите к нам почаще! Задавайте вопросы, мы обязательно будем стараться на них отвечать! И родителям желаю – ходите к нам вместе со своими детишками, это очень важно для них: делиться с вами переживаниями, доверять самое сокровенное. Потому что театр облагораживает, учит, делает наших детей лучше.
Анна Тимощук.