Театр фактов
Сразу две кузбасских постановки показали на престижном смотре в Москве
Сегодня спектакль кемеровского областного драматического театра «Наш класс» закроет Всероссийский молодежный театральный форум-фестиваль «АРТМИГРАЦИЯ 2016». А вчера со сцены московского центра «На Страстном» «Хорошие новости» рассказали актёры прокопьевской драмы. Оба спектакля – отчасти документальные.
Всего на «АРТМИГРАЦИЮ», которая проходит в этом году с 7 по 13 сентября, прислали 60 заявок из разных городов России. Напомним, этот фестиваль проводит Союз театральных деятелей РФ. Цель проекта – поддержать молодых режиссеров из Москвы и Санкт-Петербурга, которые делают постановки в провинциальных театрах.
В этом году среди семи театров, приглашённых на фестиваль, оказались сразу два из Кемеровской области. Прокопьевский драматический театр «артмигрировал» со спектаклем «Хорошие новости», премьера которого состоялась в феврале нынешнего года. Это третья часть трилогии о Прокопьевске и прокопчанах по пьесе Юлии Тупикиной в постановке Данила Чащина – магистранта Центра имени Мейерхольда и Школы-студии МХАТ. Как и два предыдущих спектакля – «ПодростОК» и «Тридцать плюс» – «Новости» поставлены в технике вербатим. Это отчасти документалистика: для своей пьесы автор набирала материал, в том числе интервьюируя прокопчан. У героев пьесы есть реальные прототипы, в ней проскальзывают городские реалии и названия.
Кемеровский «Наш класс» отмечен возрастным цензом +18. И хотя его герои не ругаются матом, а насилие выражено вербально и лишь подкреплено символическими жестами, на сцене по мере развития действия сгущается тяжёлая атмосфера. Персонажи описывают свои действия, словно дают показания. Это не «жесть» и не «чернуха» – это реальность.
Пьеса Тадеуша Слободзянека «Одноклассники. История в XIV уроках», по которой поставлен спектакль, так же основана на реальных событиях. 10 июля 1941 года в оккупированной немцами Польше жители городка Едвабне согнали в овин и заживо сожгли сотни своих еврейских соседей, с которыми росли и сидели за одной партой. Собрав факты и пообщавшись с участниками тех событий, в 2008 году драматург Слободзянек пишет пьесу, которые многие восприняли как попытку Польши попросить прощения.
«Одноклассники» получили главную польскую литературную премию, постановки имели успех на мировых сценах. В 2014 году на творческой лаборатории в кемеровском драмтеатре режиссер итальянского происхождения с российским театральным образованием, петербурженка Алессандра Джунтини сделала эскиз спектакля по «Одноклассникам». «Другой режиссер с еврейскими корнями отказалась делать эту пьесу, – рассказывает Алессандра. – Мне же было очень интересно: я понимала, что это будет тяжело, но я очень давно хотела поработать с таким материалом и поэтому решила взяться. В какой-то момент я поняла, что просто пересказать и проиллюстрировать то, что происходит в пьесе, – неправильно. Проблема глубже. Она не только в религии, но вообще в сущности человека. Мы попытались перенаправить текст в это русло. Чтобы главные герои были не евреи и поляки, а просто люди – одноклассники».
Между сценами-уроками, на которые структурно делится пьеса, Джунтини вставила видеомонологи актёров. Они рассказывают о том, как в них вспыхивает злоба, о своей первой любви, своём эгоизме, о своих родителях. Темы интервью актёров перекликаются с линиями их персонажей.
В прошлом году кемеровский драмтеатр показал превью спектакля «Одноклассники». Нынче его доработали и представили на московский фестиваль под новым названием «Наш класс». В частности, теперь в спектакле не 12, а 14 уроков, как у Слободзянека. «Мы рассказали историю полностью, – объясняет завлит театра Анна Резвова. – Если в первоначальной версии было определенное многоточие, то здесь мы уже поставили точку».
История, охватившая время с 1925 года до начала 2000-х, показавшая взросление, жизнь и смерть одноклассников, в конце спектакля перешагивает в «здесь и сейчас». Актёры берут в руки видеокамеру, направленную в зал, и говорят, о чем мечтают. На мой взгляд, «Наш класс» – несомненно, успешный проект кемеровской драмы. Спектакль получился достаточно сильным, стильным и трогательным. Результат сотрудничества столичных режиссеров с кузбасскими театрами, наверное, есть не что иное, как точное попадание в тренды.
Ксения ГОРДИЙЧУК.