В ожидании учебы

Новая школа и новые автобусы подготовлены для школьников Кузбасса
К 1 сентября все начинают волноваться, что же будет в грядущем учебном году. Есть ли что-то новое? Допустим, если строятся школы – значит, есть развитие.А в нашем регионе они строятся. Например, в городе Кемерово, в жилом районе Лесная Поляна, школа №85 на 1050 мест уже построена и примет детей в начале учебного года. Кстати, это уже шестая цифровая школа в нашей области.
А дополнительный двухэтажный блок для младших классов на 300 мест при кемеровской школе №34, чего с нетерпением ждут жители Рудничного района, должен быть сдан до конца года. Еще три новых школьных здания строятся (в Калтане, Гурьевске и Новокузнецке), они должны быть сданы в 2017-м.
Как сообщила заместитель губернатора Елена Пахомова на традиционном августовском педсовете, строительство новых школ особенно важно, в частности, потому, что в планах на ближайшие годы – перевести всех школьников на обучение в одну смену, чтобы во второй половине дня дети имели возможность заниматься внеурочной деятельностью и дополнительным образованием. По итогам 2016 года доля школьников, обучающихся в одну смену, должна достигнуть 83%.
Почему автобусы желтые?
В ближайшее время в Кузбасс поступят 22 новых школьных автобуса. Они «отличаются повышенным уровнем безопасности в соответствии с требованиями технического регламента Таможенного союза. Машины в обязательном порядке подлежат окраске в желтый цвет; для удобства входа и выхода они оборудованы невысокими ступеньками. Проходы оснащены поручнями или ручками с обеих сторон, в каждом автобусе предусмотрено не менее одного места для сопровождающего детей. Особое внимание уделяется детским сиденьям, которые оборудуются удерживающими системами. В каждом поперечном ряду сидений предусмотрена сигнальная кнопка «Просьба об остановке». Кроме того, каждая машина оснащена устройством вызова экстренных оперативных служб, работающим по сигналам ГЛОНАСС», сообщается на сайте Минпромторга.
Все понятно, но, казалось бы, какая разница – желтый автобус или белый? Оказывается, есть разница. Желтый цвет не просто яркий – именно его лучше всего различают даже слабовидящие люди.
Поэтому, надо сказать, в специальной школе №106 для детей с проблемами зрения Новокузнецка таблички на дверях кабинетов, надписи на стендах в коридорах, наклейки на клавиатуре компьютеров желтые.
Рассказывают, что в начале 2000-х во многие регионы поставлялись партии автобусов других цветов. И если они где-то еще остались, через несколько месяцев их точно снимут с маршрутов. Потому что с 1 января 2017 года вступают в силу правила организованной перевозки детей, согласно которым перемещать ребятишек должны автобусы не старше 10 лет.
Кстати, всего сейчас в Кузбассе около 600 автобусов с табличками «Дети».
По сообщению Мин-обрнауки, в этом году на программу обновления школьных автобусных парков выделено три миллиарда рублей, и на эти деньги в 73 региона страны до 15 сентября обещают поставить 1860 новых школьных автобусов.

В 2017 году ныне действующий федеральный перечень учебников, утвержденный три года назад, будет обновлен. Фото Федора Баранова.
А что с ЕГЭ?
Всех, конечно, интересует, что будет с ЕГЭ в этом учебном году.
Уже известно, что правительство поставило задачу довести в регионе долю пунктов проведения экзаменов (ППЭ) с технологией печати бланков с заданиями и сканирования экзаменационных материалов в 2017 году до 80%, а в 2018-м – до ста процентов. То есть должна быть ситуация, когда никто никуда не перевозит вопросы и ответы, а всё делается на месте. В этом году такие технологии применялись примерно в третьей части всех ППЭ. И понятно, с какой целью это внедряется – чтобы минимизировать до нуля вероятность утечки и подмены.
А вообще о том, в каком направлении будет развиваться ЕГЭ, буквально одной фразой донесла до слушателей новый министр образования Ольга Васильева, отвечая на вопросы граждан в проекте Общественной палаты России «Час с министром». Она сказала: «Нужно взять всё, что есть лучшего от ЕГЭ, отмести то, что не стоит делать дальше, и идти вперед».
Чего не стоит делать дальше и означают ли слова Ольги Васильевой какие-то серьезные изменения характера ЕГЭ в перспективе, нам пока неизвестно. Однако обсуждения, в каком направлении будет развиваться система, проводились всегда и наверняка будут вестись впредь.
К слову сказать, общественность всей страны постоянно будоражит тема введения других обязательных экзаменов, кроме русского языка и математики. Каких только предметов в этом качестве уже не предлагалось! И физика, и литература были, и история. Например, некоторое время назад в СМИ проходила информация, что экзамены по географии в девятых и одиннадцатых классах могут стать обязательными в рамках введения концепции развития школьного географического образования в России.
Кстати, в начале августа, до эпохи нового министра, Мин-обр подтвердил на одном из форумов, что не исключается расширение списка обязательных экзаменов, входящих в ЕГЭ. Однако это возможно не ранее 2018 года, и только после обязательного обсуждения педагогической общественностью и родительским сообществом. Хотя сообщил об этом Дмитрий Ливанов, теперь уже бывший министр.
Рассматриваются общественностью и специалистами и поправки в содержание экзаменов. И здесь та же самая ситуация: если это и произойдет, то не в ближайшей перспективе. «До 2018 года изменений в том, как организован ЕГЭ, не будет», – утверждал Дмитрий Ливанов.
И будут ли они вообще – можно и посомневаться. Российская система образования который год находится в состоянии реформирования, и сказать наверняка о чем-то предстоящем просто невозможно. Для примера: еще в начале прошлого учебного года мы донесли до наших читателей информацию о том, что в 2016-м не предусмотрена осенняя пересдача для проваливших русский и математику в основной период сдачи экзаменов. А потом на уровне министерства было принято другое решение. И в сентябре кузбасские ребята, оставшиеся пока без аттестатов, смогут все-таки предпринять еще одну попытку. Кстати, по сообщению заместителя губернатора Елены Пахомовой на августовском педсовете, выпускников без аттестатов в этом году у нас 124 человека (в 2015-м было 179).
Татьяна ФОМИНА.