Смертельное наследство
Поводом для жестокой расправы над наследниками умершего пенсионера стали деньги, вырученные от продажи его квартиры
В поисках семьи
…Зимой 2016 года в правоохранительные органы обратились несколько жителей Бурятии, которые искали своих родственников, уехавших из этой небольшой прибайкальской республики в Кемерово почти год назад: 52-летнюю Анну Иванову и двух ее взрослых сыновей — 32-летнего Аркадия и 31-летнего Николая. Ивановы были ближайшими наследниками умершего в Кемерове пенсионера (соответственно сноха и внуки-погодки), и им досталась его небольшая трехкомнатная квартира в Заводском районе. Поначалу все шло нормально, Ивановы даже звонили своим родственникам в Бурятию, говорили, что да как, а потом семья бесследно исчезла…
Найти пропавшую семью полицейским не удалось. В наследной квартире они не проживали, квартира официально была оформлена на другого человека, который утверждал, что на законных основаниях приобрел её через риелторское агентство и знать ничего не знает ни о каких наследниках. В связи с подозрениями на убийство Ивановых в региональном Следственном комитете было возбуждено уголовное дело.
Первые зацепки
Главной зацепкой сыщиков стала наследная квартира, ради которой Ивановы, собственно, и оказались в Кемерове. И, конечно, соседи и друзья умершего пенсионера, которые могли что-либо знать. Так следствие вышло на 34-летнего кемеровчанина Андрея Мерзаева, который, как выяснилось, после смерти пенсионера очень плотно общался с его родственниками из Бурятии. Молодой мужчина официально нигде не работал, прежде был судим за мошенничество.
В беседах со следователем и оперативниками Мерзаев не скрывал: да, он, мол, действительно познакомился с Ивановыми и потом даже помог им продать наследную квартиру. Однако вскоре после этого контакты якобы прервались, и что стало с ними потом — понятия не имеет.
Прямых доказательств, что Мерзаев как-то причастен к исчезновению наследников, у сыщиков не было. Однако отдельные детали и незначительные, на первый взгляд, расхождения в его словах говорили о лукавстве. Когда подозрения стали подтверждаться, Мерзаев был взят под наблюдение.
Вероятно, он сам подтолкнул расследование уголовного дела к развязке. У следствия появилась информация, что Мерзаев хочет очень быстро продать свою подержанную «Хонду», причем по цене значительно ниже ее рыночной стоимости. Естественно, это показалось странным, и сделка по купле-продаже иномарки прошла под контролем оперативных сотрудников полиции. После того как новый владелец забрал машину, ее осмотрели следователи-криминалисты. Специальный прибор — источник криминалистического света — выявил в салоне незаметные для обычного глаза пятна бурого цвета. А специальные тест-полоски «Гемофан» убедительно доказали, что это — кровь человека…
Прибор – источник криминалистического света внешне очень похож на фонарь и позволяет обнаруживать биологические следы (в частности, пота или слюны, замытую кровь и т.д.) и малозаметные следы (отпечатки пальцев, волосы, микроволокна с одежды и т.д.). Или поможет найти мельчайшие следы пыли от обуви, в которой был преступник (такая информация в свою очередь много о чем может рассказать специалистам о зло-умышленнике, образе его работы и жизни, очертить примерный круг его занятий).
Тест-полоски «Гемофан» внешне чем-то похожи на пластинки бактерицидного пластыря, только несколько большего размера. При контакте они реагируют на даже малейшие следы крови, при наличии которых начинают темнеть.
Признание вины
Под давлением улик Мерзаев признался на допросе в убийстве семьи Ивановых. Поведал он и о причинах, по которым хотел как можно быстрее избавиться от автомобиля: мол, предчувствовал, что скоро возьмут, вот и хотел отвести от себя подозрения…
Выяснилось, что поначалу он сам положил глаз на квартиру умершего пенсионера, с которым познакомился незадолго до его смерти. Однако тут появились наследники, и Мерзаеву пришлось действовать иначе. Ему удалось втереться в доверие к Ивановым – якобы под видом «давнего и большого друга старика» – и убедить родственников, что им выгоднее продать квартиру в Кемерове и купить вместо нее дом в Топкинском районе, а разницу оставить себе. Сделку по продаже квартиры оформили на приятеля Мерзаева. Ивановым свои действия аферист объяснил просто: так, мол, можно будет быстрее оформить все необходимые документы и получить деньги за проданную недвижимость. Наследники безоговорочно верили и не сопротивлялись.
С помощью своих связей в риелторском агентстве Мерзаеву удалось продать наследную квартиру за 2,5 миллиона рублей. Почти 450 тысяч из них он потратил на покупку для Ивановых небольшого домика в Топкинском районе. Правда, наследникам аферист сказал, что новое жилище обошлось чуть не вдвое дороже — в 800 тысяч рублей. Однако остальных денег наследники от него так и не дождались: делиться Мерзаев не собирался и решил просто от них избавиться.
Вначале он расправился с Николаем Ивановым. На своей «Хонде» Мерзаев обманом вывез его в Ижморский район и там возле леса застрелил из пневматического пистолета, переделанного под стрельбу боевыми патронами. Тело оттащил в глубь чащи и закопал…
Потом настала очередь Анны и Аркадия. Мерзаеву каким-то образом удалось убедить их, что все оставшиеся «квартирные» деньги он уже якобы отдал пропавшему Николаю, и тот, вероятно, с ними скрылся. Намеренно споив мать и сына крепким алкоголем, он затолкал их в свою машину, отвез к заброшенному дачному домику на окраине Березовского и там до смерти забил беспомощных и сильно пьяных людей молотком. Потом перенес тела убитых в полуразрушенное строение, облил все вокруг припасенной заранее горючей жидкостью и поджёг…
Информация
к размышлению
Во время следственных экспериментов Мерзаев указал места захоронения тел и обстоятельно рассказал о совершенных им убийствах. В ходе следствия будет проведена генотипоскопическая экспертиза останков.
В настоящее время Мерзаев арестован. Его приятель, который помогал обвиняемому провернуть сделку с недвижимостью, пока проходит по уголовному делу в качестве свидетеля, хотя этот статус может измениться. При обысках в их квартирах были обнаружены расписки, якобы подписанные Ивановыми, что те получили все причитавшиеся им деньги и претензий ни к кому не имеют.
— У следствия имеется информация о связи обвиняемого с руководителем одного из риелторских агентств города Кемерово, — рассказала старший помощник руководителя СУ СК РФ по Кемеровской области Надежда Ананьева. — В связи с этим будет проверяться информация о других фактах мошенничества с жильем одиноких граждан. В помещении агентства уже проведены обыски, изъята документация по сделкам с недвижимостью одиноких пожилых людей.
Расследование уголовного дела продолжается.
P.S. В интересах следствия имена и фамилии потерпевших и обвиняемого изменены.