17 мая во всем мире отмечается Международный день детского телефона доверия. В нашей стране единая детская телефонная линия 8-800-2000-122 начала работать в сентябре 2010 года.
Дети, подростки и взрослые могут позвонить на этот номер из любого населенного пункта России. Звонки бесплатны как с мобильных телефонов, так и со стационарных. В Кузбассе к федеральной детской линии подключены 12 телефонов доверия.
С какими проблемами чаще всего обращаются сюда несовершеннолетние? Ответить на этот вопрос мы попросили заведующую кемеровским телефоном доверия Ольгу РУБЛЕВУ. – Начну с того, что к нам звонят не только кемеровчане. Работа единого телефона доверия организована так, чтобы не заставлять абонента долго ждать. Система автоматически соединяет его с ближайшей организацией, а если эта линия занята, переводит на соседнюю свободную. Таких переключений может быть несколько, вплоть до выхода на психологов соседнего региона и даже соседнего федерального округа. В первом квартале к нам позвонили более трех с половиной тысяч детей, подростков и их родителей, это около 61% от всех обращений в нашу службу. По статистике, чаще всего звонят дети в возрасте от 10 до 16 лет. Тематика обращений достаточно широкая. Из-за бурного физического роста и полового созревания самыми актуальными проблемами для этой возрастной категории является проблема взаимоотношений с окружающими, причем не только со сверстниками, но и со взрослыми, а также проблема принятия себя как личности. «Как я выгляжу в глазах других?», «Что я собой представляю?» Четверть всех подростков ищут ответы именно на эти вопросы. В 6% случаев подростков волнуют любовные отношения, 5% звонков в той или иной мере связаны с проблемами химической зависимости (алкогольной, наркотической, табачной и т.д.), около 2% абонентов беспокоятся о сдаче экзаменов и своем дальнейшем образовании. Мысли о суициде за это время озвучили только 43 несовершеннолетних (это 1,7% от всех поступивших звонков). К счастью, ни одно из таких намерений не было воплощено в жизнь. Но поскольку настроение у подростков меняется легко и часто, и при этом они намного острее, чем взрослые, могут переживать отчаяние, страх, тоску, ярость, ненависть или одиночество, скрытая опасность совершения суицида может прослеживаться параллельно с любой из заявленных проблем. Консультант телефона доверия должен уметь распознавать такую опасность в разговоре с ребенком. Поэтому все наши психологи прошли дополнительную подготовку по оказанию экстренной психологической помощи несовершеннолетним. Подготовила Валентина АКИМОВА.