И как же завести моторчик, когда отсутствует заборчик?
29 апреля 2016 | Газета «Кузбасс»
Настало время обратиться к логопеду – у дочери проблемы с произношением некоторых звуков. Особенно страдает звук Р. Но! Началась активная смена зубов. Возможна ли постановка звука Р при несохранном верхнем ряде зубов по причине их смены? Ирина Логунова. г. Березовский.
На вопрос нашей читательницы отвечает Юлия Долгих, учитель-логопед кемеровского детсада №160 и «Логопедического кабинета на Радуге»: – Да, постановка звука возможна. И я бы даже рекомендовала ее в случае, если ребёнок уже начал заменять звук Р. Во-первых, как и для всех звуков верхнего подъёма, для завода «базового моторчика» (служащего в дальнейшем для постановки звука Р), требуется надёжный нижний каркас языка. Во-вторых, нужна достаточная воздушная струя, будто выталкивающая произносимый звук или комбинацию звуков из ротовой полости наружу. В-третьих, кончик языка при постановке такого сильного сонора, как звук Р, обязан быть пунктирно чётким и чувствительным. Последнее условие рассмотрим подробнее. В случае, если кончик языка не раздвоен (подъязычная уздечка не уходит стрелкой в край языка), ребёнок легко выполняет упражнение «Спрячем кончик язычка за нижние и верхние зубки и почистим их», «Почистим домик» (бугорок за верхними зубками (альвеолы) – предпосылок для невозможности постановки звука Р на данном этапе нет. В противном случае требуется дополнительная коррекционная работа, направленная на повышение чувствительности кончика языка, сохранности отработанной до автоматизма позы артикуляционного аппарата. В добавление отмечу: если звук поставлен грамотно с точки зрения его локализации по месту образования, то сменившийся в срок передний ряд зубов (в данном случае верхний) лишь подчеркнёт полноту и индивидуальность. Так что дерзайте смелее!
Простые упражнения для выговаривания Р, которые можно выполнять дома: – игра «Чистые зубки»: улыбаемся и чистим кончиком языка заднюю поверхность верхних зубов (следите, чтобы нижняя челюсть ребенка оставалась неподвижной); – игра «Дразнилки»: высовываем язычок между зубов и болтаем им вверх-вниз (можно попросить ребенка порычать или сказать таким способом несколько слов); – игра «Моторчик»: кладем пальчик под язык и двигаем язычком из стороны в сторону (обязательно проконтролируйте, чтобы руки ребенка были чистыми); – игра «Лошадка»: предложите малышу поцокать язычком, изобразив цокот копыт лошади; – игра «У кого язык длиннее?»: посоревнуйтесь со своим дошколенком, кто дальше высунет язык, кто дотянется языком до подбородка, до носа.
Логопедические занятия есть сейчас практически в каждом детском саду. Ну, а кто мешает нам, родителям, и самим помогать малышам развивать речевые навыки, автоматизировать звуки, развивать моторику?