Разговор по понятным понятиям
Театр КузГТУ «Ложа» отметил свое 25-летие премьерой спектакля «Паразиты». Поставил этот спектакль один из старейших актеров и сегодня главный режиссер театра Сергей Наседкин.
По законам жанра рецензии, в этом месте сразу следовало бы сказать, по мотивам какого произведения осуществлена эта постановка. Но речь ведь идет о «Ложе»! И, как не без гордости заметили здесь, за все время существования театра практически ни разу для создания нового сценического произведения не привлекался литературный материал извне. Все постановки – это плод коллективной актерской импровизации. В том числе и, пожалуй, самый известный их спектакль «Угольный бассейн», номинировавшийся на российскую «Золотую маску» и ставившийся на международной сцене.
По сути сегодняшний театр «Ложа» (и спектакль «Паразиты» в этом отношении не стал исключением) не изменяет старым добрым традициям своего отца-основателя, ныне известного драматурга и писателя Евгения Гришковца, и продолжает делать импровизированные полудокументальные постановки в технике «вербатим». Это когда всё сценическое действо закручивается вокруг манеры и содержания говорения персонажей того или иного круга. Такие диалоги и составляют канву спектакля.
Жизнь насекомых
В «Паразитах» говорят восемь персонажей: Мужчина 50-летнего возраста, Паук, Божья коровка, Гусеница (она же Бабочка), Слизень, Клоп и Тараканы. Их общение происходит в доме Мужчины (его играет Евгений Качалин), одинокого человека, запустившего свой быт. При этом разруху, царящую в жилище, Тараканы (Стас Боев и Александр Иванов) называют «атмосферой». А предстают они перед зрителями в образе пацанчиков на районе, живущих по понятиям.
Кстати, стоит отметить, что в качестве актеров в «Паразитах» задействованы в основном студенты Политеха. Играют ребята неплохо, но иногда случаются перехлесты, когда от шутки, предназначенной зрителям, артисты сами с трудом удерживаются от смеха…
Тараканы претендуют на долю местного авторитета Паука (Александра Горелова), но в открытую брать его паутину штурмом не решаются. А еще у них есть претензии к человеку…
До поры до времени сидит на своем шестке и Божья коровка, как оказалось, миссионер местной религиозной общины (игра Артема Белова безусловно талантлива). Пробравшийся в дом Клоп (Сергей Наседкин) сразу попадает под прицел этого пятнистого проповедника, но быстро берет ситуацию под свой контроль и подчиняет себе букашку. Как, впрочем, и всех других. (Вообще Наседкину пришлось в «Паразитах» непросто: быть одновременно и актером, и режиссером. И эта двойственность местами проявлялась, когда Клоп вдруг приподнимался над ситуацией и становился судьей-вершителем букашечьих судеб). Но в один прекрасный момент Мужчина 50-летнего возраста все-таки решает навести порядок в своей квартире…
О времени и о себе
Вряд ли стоит искать в «Паразитах» глубоких смыслов, хотя они наверняка там есть. Лучше просто расслабиться и посмеяться вместе с героями, легко рассказывающими комическую историю положений.
А более пытливым театралам сообщим, что на вопрос: о чем спектакль? — ветеран «Ложи» Сергей Наседкин не без иронии ответил: «Раньше мы говорили, что наши спектакли о дружбе и о любви, теперь – о времени и о себе». Но потом он все-таки добавил некий ключ для «расшифровки»:
– Как бы мы ни лицемерили, что мы скромные, мы всем довольные, про себя каждый думает втайне, что он уникальный. И именно в его жизни должен настать такой момент, когда он получит всё. При этом он ничего не делает и оправдывает свое существование тем, что он особенный, продолжает ждать и оскорбляться. Жизнь проходит, и приходит понимание, что ты так ничего и не дождался, что ты несчастлив…
Полина СПИРИДОНОВА.