Актуальное

Будет вам наука

1 апреля 2016 | Газета «Кузбасс»

При выборе школьной формы можно использовать умножение и «дерево»

В кемеровской школе №92 прошла традиционная, уже 23-я по счету, научно-практическая конференция «Мы – будущее России».

Великая комбинаторика
В последние годы подобные конференции проводят многие школы, но 92-я стала внедрять «науку» в жизнь детей одной из первых в Кемерове. Многие поколения учеников 92-й защищали перед жюри (а оно всегда состоит из видных ученых, педагогов, специалистов) свои первые учебно-ученые идеи на самые разные темы. Вот и в нынешнем году среди работ встречались очень необычные и интересные.
Взять хотя бы одну секцию – «Математика». Семиклассница Ксения Фролова (руководитель ее работы – учитель Ольга Коваленко) представила проект «Школьная форма и комбинаторика». Комбинаторика, если кто не знает, – «это раздел математики, изучающий дискретные объекты, множества (сочетания, перестановки, размещения и перечисления элементов) и отношения на них (например, частичного порядка)». Такое определение дает «Википедия». Но, казалось бы, какое отношение эти непростые формулировки имеют к ученической форме?
– При помощи методов комбинаторики мы создавали комплекты школьной одежды, – объяснила Ксюша. – При составлении комплектов (выясняли, сколько таких сочетаний можно предложить) использовали три метода комбинаторики: метод перебора, умножения и метод дерева.
В итоге получались разные интересные сочетания в одежде. От комплекта из двух вещей до целого ветвистого «дерева» из юбок, блузок, брюк, жакетов и жилетов.
А Иван Дуванов и Андрей Бурдин (тоже семиклассники) собрали «математическую копилку»:
– Мы сгруппировали методы, которые могут сделать изучение математики более интересным, – объяснили юные исследователи. – Книги, фильмы, олимпиадные задания. Всё то, что поможет ученикам легче адаптироваться к «царице наук», чтобы было интереснее ее изучать.

От школьного доклада
к диссертации
Были представлены на конференции работы и по другим школьным дисциплинам: истории, обществознанию, физике, химии, искусству и культуре, окружающему миру и так далее – всего 68 докладов. Причем выступали не только старшеклассники, но и ребятишки из начальной школы. Например, ученица 2-го класса Варвара Вылетялова исследовала тему «Так ли опасна черная кошка?», а третьеклассник Паша Лукин разбирался с вопросом о семи чудесах Кузбасса. При этом своими глазами он видел только два из них – Томскую писаницу и монумент «Память шахтерам Кузбасса», но уже сейчас понятно, что и все остальные он изучит.
Людмила Пузырева, замдиректора по учебно-методической работе, заметила, что на нынешней конференции в составе жюри были те, кто сам много лет назад учился в этой школе, участвовал в научно-практических конференциях, представлял свои проекты, а затем успешно защитил уже настоящие диссертации. Например, кандидат медицинских наук, заместитель директора по медицинской эвакуации Кемеровского областного центра медицины катастроф Ксения Радивилко когда-то активно работала на подобных научно-практических конференциях. А на нынешней она уже была председателем жюри в секции «Естествознание».

Считать не ворон, а воробьев
– Детские исследовательские работы поражают своей непосредственностью и живостью, – отметила главное качество докладов учительница, к которой я обратилась за комментарием. – Конечно, они не открывают Америку, но показывают жадный интерес ребятишек к жизни и их желание познавать мир.
Эти слова можно применить не только к ученикам кемеровской школы №92. Недавно на губернаторском приеме, где награждали юных талантливых кузбассовцев, о своих научных изысканиях мне рассказала шестиклассница из Киселевска.
– У меня несколько исследовательских работ: «Почему плачут березы», «Красная Книга города Киселевска», «Голубь – символ мира или источник инфекции?» – перечисляла девочка. – Последняя – «По следам Доктора Айболита». И еще – «Воробьи».
– А как вы воробьев изучали? – спросила я.
– Ну, сначала ходили по городу и считали…
– И много насчитали?
– Нет, мало их было…
А ведь это и правда важно: поднять голову и увидеть, посчитать, сколько вокруг воробьев. Вдруг эти птицы погибли за зиму или от мороза, или от какой-нибудь инфекции? Но взрослый человек, если только он не орнитолог, никогда до этого не додумается.

Татьяна Фомина.

Другие статьи на эту тему

15 октября

В Кузбассе открылась выставка картин учеников создательницы зыбкого мира фэнтези

Работы талантливой кемеровчанки известны ценителям живописи «под авторским соусом» уже далеко за пределами Кузбасса. Ирина…

15 октября

Студент из Новокузнецка оживил «цифру»

Новокузнечанин завоевал бронзу на IV Отраслевом чемпионате в сфере информационных технологий DigitalSkills 2022, который состоялся…

Инновационная сварка

Имя юргинского учёного будет занесено в национальную Книгу почёта

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс