Трагедия на «Распадской»: пора докопаться до причин

В Междуреченском городском суде началось рассмотрение по существу уголовного дела о трагедии на шахте «Распадская», которая произошла в мае 2010 года. Тогда в результате взрывов в горных выработках метановоздушной смеси и угольной пыли погиб 91 человек, еще 146 получили различные травмы.
Кого судят и за что
На скамье подсудимых — технический директор ЗАО «Распадская угольная компания» Анатолий Рыжов, директор ОАО «Распадская» — зам. генерального директора ЗАО «Распадская угольная компания» Игорь Волков, главный инженер ОАО «Распадская» Андрей Дружинин, командир Новокузнецкого отдельного военизированного горноспасательного отряда Александр Апальков, начальник службы вентиляции, дегазации и профилактики Владислав Вальц, начальник участка вентиляции и техники безопасности Вячеслав Радцев, начальник смены Игорь Белов, а также государственный инспектор Междуреченского территориального отдела горного надзора управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Кемеровской области Федор Веремеенко. Госинспектору вменяется в вину халатность, всем остальным подсудимым – нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц. И хотя все они теперь, конечно, бывшие работники, в уголовном деле указываются их должности на момент трагедии.
Уголь любой ценой?!
По версии следствия, к трагедии на шахте привели нарушения правил безопасности, которые носили системный характер и продолжались с 2007 года.
— Установлено, что трагедия стала следствием желания руководства предприятия увеличить объемы добычи угля и, соответственно, финансовой прибыли, — прокомментировали выводы расследования уголовного дела в пресс-службе Следственного комитета РФ.
— Первоначальным проектом был предусмотрен безопасный объем добычи угля в размере не более 8 тысяч тонн в сутки на участок. Однако в нарушение установленных правил безопасности Рыжов, Дружинин, Волков, Вальц и Радцев разработали и утвердили собственную техническую документацию, согласно которой добыча угля увеличивалась практически в три раза и достигала 21,5 тысячи тонн в сутки.
В обязанности Веремеенко входил контроль за организацией выполнения пылевзрывозащитных мероприятий на шахте, который фактически не осуществлялся.
Начальник смены Белов утвердил наряды на выполнение работ в шахте, хотя достоверно знал о взрывоопасной обстановке на ней. В результате системных нарушений правил безопасности произошел первый взрыв, повлекший гибель 65 человек.
Согласно утвержденному плану ликвидации аварии, руководить ею должен был главный инженер Дружинин, однако он фактически самоустранился от выполнения возложенных на него обязанностей. Принять руководство на себя или назначить ответственного за выполнение должен был технический директор Рыжов, но он также не предпринял необходимых мер. Вместо этого начальник смены Белов и директор шахты Волков направили работников следующей смены для герметизации надшахтных зданий в условиях реальной угрозы повторного взрыва.
В свою очередь, командир горноспасательного отряда Апальков отправил в шахту подчиненных, не имеющих статуса спасателя, — для установления обстоятельств аварии и спасения находившихся в шахте людей. Следствие установило, что к тому моменту спасти находившихся в шахте людей уже не представлялось возможным, и это было достоверно известно руководителю отряда. Апальков также знал о взрывоопасной концентрации метана в шахте и неизбежности повторного взрыва, который и произошел в момент спуска людей по горным выработкам шахты. В его эпицентре оказались 19 человек, шансов выжить у них не было. Кроме этого, погибли еще один горноспасатель и шестеро сотрудников следующей смены, находящиеся на поверхности…
Заседание продолжается
В минувшую пятницу в судебном заседании был объявлен перерыв до 29 марта, когда чтение обвинительного заключения будет продолжено. (Как уточнили в пресс-службе прокуратуры Кемеровской области, всего обвинительное заключение составляет 89 томов – это около 22 тысяч страниц!)
После окончания оглашения обвинительного заключения начнется судебное следствие – с допросом свидетелей и обвиняемых и изучением материалов многотомного уголовного дела. Так что, по всей видимости, судебный процесс по трагедии на шахте «Распадская» продлится не один месяц.
Владимир ДМИТРИЕВ.
Установлено, что трагедия на «Распадской» стала следствием желания руководства предприятия увеличить объемы добычи угля и, соответственно, финансовой прибыли. Фото Федора Баранова.
Комментарии
Владимир Маркин, руководитель управления по взаимодействию со СМИ Следственного комитета РФ, генерал-майор юстиции:
— По итогам расследования Следственный комитет РФ внес в Ростехнадзор представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению таких преступлений.
К сожалению, несмотря на возможность учесть прошлые ошибки, трагедии не прекратились. Сейчас, как известно, мы расследуем такую же трагедию, которая произошла 25 февраля 2016 года на шахте «Северная» в Республике Коми. Пока активно проводятся следственные действия и говорить о причинах этой аварии преждевременно. Но хотелось бы знать, насколько собственники и руководители шахты «Северная» учли опыт предыдущих аварий, а также выработанные рекомендации. И насколько контролирующие органы знали об этом? Полагаю, что с учетом количества разных аварий на шахтах в России — а за последние пять лет их произошло около 50 — необходимо кардинально менять подходы к организации труда на подобных объектах, уделив первоочередное внимание вопросам безопасности.
Елена Тушкевич, старший помощник прокурора Кемеровской области, старший советник юстиции:
— В ходе предварительных слушаний суд отказал в удовлетворении ходатайств защитников подсудимых о возвращении уголовного дела прокурору для устранения препятствий его рассмотрения судом, о признании доказательств недопустимыми и о прекращении уголовного дела.Для поддержания в суде государственного обвинения создана группа государственных обвинителей. В нее вошли старший прокурор отдела государственных обвинителей прокуратуры Кемеровской области, а также работники прокуратур городов Междуреченска и Мыски.