КЛЕЩ: непобедимый и легендарный
На следующей неделе в Кузбассе на охоту могут выйти клещи – такой прогноз сделал доцент Кемеровского сельскохозяйственного института Александр Поляков. Также он рассказал о сверхспособностях этих загадочных существ.
В последнее время меня особенно занимает вопрос: как сделать так, чтобы не дать оттяпать у себя половину очередного долгожданного лета клещам. Ну, сколько можно: только появляется первая зелень, хочется выехать за город, отдышаться после долгой зимы, но там опять всё испортит противный кровосос, который еще и заболеваниями страшными может наградить – энцефалитом, лихорадкой, боррелёзом.
К Александру Полякову я обратилась с двумя вопросами: когда таежные клещи откроют нынче сезон охоты и когда, в конце концов, они, ученые, придумают какое-нибудь средство, чтобы в корне извести мучителя. Но сначала скажу, почему обратилась именно к Александру Дмитриевичу. Во-первых, он паразитолог и таежных клещей изучает давным-давно. А вообще Поляков – кандидат биологических наук, доцент, профессор РАЕ, академик Европейской академии естествознания (EuANH), почетный доктор Международной академии естествознания, заслуженный работник Кемеровского государственного сельскохозяйственного института, член Комиссии по редким видам животных и растений, эксперт Русского географического общества.
Ни мороз им не страшен, ни вода
На первую просьбу – дать прогноз о сроках «выползания» на свет клещей в этом сезоне – Александр Дмитриевич ответил так:
– Они в этом году, думаю, должны выйти рано. Если резкого понижения температуры не будет, снег опять не ляжет, – примерно в 20-х числах марта, как только появятся первые проталины. Клещи активны начиная с температуры воздуха 0, +1, +2, +3 градуса. Им не страшен холод, главное, чтобы было мокро. Единственное, чего они не выносят, – солнца, жары. Но в марте жары не будет ни при каких обстоятельствах.
Предполагаю ранний выход потому, что прошлый год был для них благоприятным: относительно тепло, грызунов много и мелких, и средних, и крупных – в лесах, садах и огородах. Раздолье для клещей, хорошо напитались – это основное условие для их развития.
Нападение и защита
А дальше наша беседа с биологом приобрела забавный характер.
Я, можно сказать, «нападала» на мерзавцев и выясняла, есть ли в мире стратегия их уничтожения, а Поляков их «защищал». Говорил, что никогда человеку с ними не справиться, невозможно это, да и не нужно. Невозможно потому, что они во многом гораздо совершеннее людей, имеют очень высокую приспособляемость. В 50-е годы прошлого века, к примеру, пытались травить их знаменитым ядом – ДДТ (в обиходе – дуст). И, отравляя всю живность вокруг, популяцию клещей при этом уменьшили едва ли на четверть. Ведь для того, чтобы погубить паразита, даже такая страшная отрава должна была попасть прямо на него. Но он очень хорошо чувствует запахи, а дуст воняет, и клещи прячутся в лесную подстилку до тех пор, пока яд не улетучится, и потом спокойно выползают… А не нужно их уничтожать потому, что природа не терпит пустоты, все ячейки в ней должны быть заняты, и если убить один вид, то его место гарантированно займет какой-то другой. И не факт, что он не окажется еще страшнее…
– Но ведь тараканов мы травим и не боимся, что их заместит какой-то супертаракан! – аргументирую я.
– Тараканов мы изгоняем из своего дома, а не из природы вообще, их на планете много. А к клещам в лес мы идем в гости, природа, лес – их дом, а не наш.
– А в чем же тогда их совершенство? Такие страшилища…
И вот с этим доводом Александр Дмитриевич соглашается очень тепло:
– Он даже прекрасен в своей мерзости, он настолько монстр, что даже красивый!
Ну, что тут возразишь? Для биолога все существа восхитительны, и Поляков рассказывает о «житейской мудрости» клещей так, что заслушаешься. Хотя и подтверждает, что они фактически безмозглые:
– А им ум и не нужен. Достаточно хорошей системы навигации и осязания. Вместо мозгов у них сгусток нервных окончаний, клубочек. При этом есть очень мощная система поиска хозяина (я бы в таком случае назвала себя все-таки жертвой. – Т.Ф.). Они даже могут улавливать на больших расстояниях, в пределах 50 метров, запах пота. И еще клещ чувствует температуру своими лапками. Они у него как локатор работают. Клещ сверхчувствителен, разницу температур в 0,1 градуса на расстоянии пяти метров определяет. Клещам не страшен мороз, голод, вода – только солнце и отсутствие влаги их губит.
Встреча у травинки
– Прямо биоробот какой-то с датчиками!
– Это супердатчики! Если бы у нас были такие, то мы совершили бы гигантский прорыв в разных сферах науки.
– А если он за 50 метров чувствует тепло и запах пота, сколько же ему ползти до «пищи»?
– А он не будет ползти 50 метров. Он выползет к той тропе, где наибольший шанс дождаться хозяина, заберется на травинку и передними конечностями уцепится за нее (он восьминогий, по четыре конечности справа и слева) на высоте прохождения животных.
– А может ли клещ упасть с дерева, догнать человека, долететь по воздуху?
– Это чепуха, легенда. Они не летают, не бегают и на деревья не забираются. Передвигаются они с трудом и способны проползти очень маленькое расстояние. Он сидит на траве и поджидает.
– А на асфальте есть опасность подхватить «наездника»?
– Можно и на асфальте, но с меньшей долей вероятности. Хотя по асфальту мы ходим в обуви, клещу трудно за нее уцепиться.
Секрет долголетия
По словам ученого, на самом деле пищу, то есть прокормителя, клещам найти трудно. Они ведь «увальни» и за кормом не бегают. И не каждому клещу за сезон удается найти корм, то есть присосаться к чьему-то кровеносному руслу. Но голод их не губит, а, напротив, продлевает жизнь!
Жить они могут до 30 лет, но только в голодном состоянии. Главные кровососы – самки. У самцов недоразвит ротовой аппарат и кишечник, а существуют они лишь для того, чтобы помочь самке произвести потомство. После этого умирают. А самке, чтобы обзавестись потомством, отложить яйца (одна кладка – до 3000 яиц), обязательно нужно питание – кровь мелких и крупных животных. А при их отсутствии – даже лягушками, рептилиями эти «дамочки» не гнушаются.
Если «кормильца» дождаться не удается, самка не производит потомства, остается голодной, уходит в спячку в своей лесной подстилке. И вот так, в ожидании, может жить до 30 лет.
– А как только напиталась – ее срок ограничен, – раскрыл секрет Александр Поляков. – После откладки яиц самка погибает. Кстати, клещи перевоплощаются трижды: сначала вылупляется личинка, затем появляется нимфа, потом взрослая особь. И все они – кровососы. На человека чаще всего нападают нимфы и взрослые клещихи. Личинкам мы с нашей толстой кожей почти «не по зубам», на нас они нападают, но редко, они предпочитают зверушек типа мышек и птичек. В Кузбассе 22 вида разных мелких животных…
Паразит против паразита
– А клещи болеют чем-нибудь? – этот вопрос я задала Полякову, чтобы все-таки выяснить, можно ли их побороть при помощи «биологического оружия».
– Болеют. У них есть паразиты, есть хищники. На клещах еще клещи есть. Там целое царство. Животные, которые паразитируют на паразитах, называются сверхпаразиты. Некоторые виды в клещей яйца откладывают и сжирают изнутри.
– А никто не пробовал воспользоваться сверхпаразитами для уничтожения клещей? По принципу: враг моего врага – мой друг.
– Нет. Это технологически очень сложно выполнить. Трудоемко и слишком дорого. Надо смириться с тем, что мы их не победим никогда. Клещи жили всегда – это сказки, что нам их какой-то иноземный враг подбросил, как иногда говорят. Другое дело, что раньше, когда миграция населения была меньше, люди с молоком матери, с козьим молоком маленькими дозами получали естественную вакцину от энцефалита и другой заразы.
– Ну и где же от них прятаться? В пустыню ехать отдыхать, раз они в жаре не живут?..
– А там свои клещи есть, тоже заразу разную передают, похожую на энцефалит. Они другие, отличаются от наших. Например, у таежного клеща нет зрения, а у тех есть. Но и те, и другие — разносчики инфекции.
– Ну вот, те хоть в глаза посмотрят, а наши не глядя сожрать стремятся!
– Не-не-не. Паразит никогда не желает смерти хозяину, – смеется ученый. – Не обижайтесь на них.
Тем более что они тоже свою пользу приносят. Хотя бы для науки. Если удастся понять и научиться применить механизм, лежащий в основе их сверхспособностей, – это такую колоссальную пользу могло бы принести медицине, астрономии и другим областям жизни!
Татьяна Фомина.