Дисциплина и краски духового оркестра

Большой концерт-презентацию, который пройдет 10 марта на сцене Государственной филармонии Кузбасса, готовит самый молодой коллектив этого учреждения – Губернаторский духовой оркестр.
Созданный летом 2015 года, он быстро смог «сыграться» и даже выступить на нескольких городских и областных торжественных мероприятиях. А теперь вот готов, наконец, и «персонально» представить себя публике.
Руководить новым оркестром был приглашен военный дирижер из Новосибирска Анатолий Кашеваров, там он возглавлял оркестр штаба Сибирского регионального командования внутренних войск МВД России. О планах нового кузбасского коллектива и творческом кредо самого маэстро мы и поговорили.
– Анатолий Владимирович, как так получилось, что именно вы стали художественным руководителем и главным дирижером нашего нового оркестра?
– Летом 2015 года мне было сделано предложение главным военным дирижером Министерства обороны РФ Валерием Халиловым. А рекомендовал меня на эту должность начальник военно-оркестровой службы внутренних войск МВД России Олег Плотников.
– С каким настроем вы сюда ехали? Обрадовались предложению?
– Я как человек военный долго не думал. Мне поступила команда от вышестоящего командования. Приехав в Кемерово, сразу понял, что к идее поднять духовое дело и создать оркестр здесь относятся очень серьезно. Предложение принял как новый этап в своей творческой жизни: для военного дирижера работа с оркестром на гражданской службе – это новые ощущения, новый репертуар.
– По какому принципу набирали музыкантов в оркестр?
– Был объявлен кастинг. В первую очередь ставку делали на профессионализм, молодость и желание творить. Кроме того, для меня очень важно, чтобы ребята не боялись экспериментировать и играть новую музыку.
– А вообще с молодыми музыкантами сложно работать?
– И да, и нет. Молодые ничего не боятся. Они готовы к экспериментам, к переменам. Их легче учить, потому что не надо переучивать. Но молодежь надо постоянно заинтересовывать, держать в рабочем состоянии. В силу молодости к ним бывают вопросы по дисциплине. В общем, как дирижеру и руководителю они мне не дают расслабляться.
– Что сейчас представляет собой Губернаторский духовой оркестр?
– Начнем с так называемой медной группы: на сегодня у нас четыре трубы, четыре тромбона, две валторны, баритон, туба. Из «деревянных» инструментов (так их называют потому, что у них тросточки деревянные) – пять саксофонов, два альта, два тенора, один саксофон-баритон, три кларнета, две флейты. Еще есть ритм-секция: гитара, бас-гитара, ударная установка, клавиши. Всего в оркестре сейчас играют 29 человек.
– По-вашему, душа духового оркестра – это какие инструменты?
– Оркестр – это единый организм, в котором каждый голос очень важен. Но если смотреть с точки зрения ритма, то, конечно, ритм-секция важна. У нас же оркестр духовой, но с эстрадным уклоном. Мы планируем играть не только духовую музыку, вальсы и марши, но и современную, в том числе джазовую. Хотим показать все краски духового оркестра, все его возможности.
– 10 марта у вас концерт-презентация. Какую программу готовите?
– Концерт будет состоять из двух отделений. В первом программа посвящена классической музыке и произведениям, связанным с Великой Отечественной войной. Второе отделение будет состоять из эстрадных и джазовых произведений. Это абсолютно другое настроение – искрометное, праздничное.
– А затем у оркестра какие планы?
– На апрель у нас уже утвержден график выездных концертов, поедем в территории. Ну, и, конечно, в планах подготовка новых концертных программ. 2016 год объявлен Годом кино и Прокофьева, именно в этом направлении будем работать.
– Анатолий Владимирович, можете немного о себе рассказать: откуда вы родом, с чего ваш путь в музыке начался?
– Родился я в селе Калманка Алтайского края, в очень музыкальной семье. Отец играл на баяне, хотя всю жизнь проработал руководителем в образовании. Мать работала по специальности дирижер-хоровик, а сестра окончила Московскую консерваторию с красным дипломом, по классу флейты. Сейчас является ведущим педагогом института имени Гнесиных.
Любовь к духовым инструментам мне привил мой педагог Владимир Каплинский. А дирижерский стержень заложила в меня педагог по дирижированию Валентина Мысникова. 25 лет я руководил военными оркестрами. В моей жизни, в моей службе их было три: полковой оркестр воинской части 67/20 в Рубцовске, потом меня перевели в Барнаул, где я стал начальником военно-оркестровой службы Алтайского соединения внутренних войск и дирижером. Ну, а дальше – служба в Новосибирске.
– С военными музыкантами легче работать, чем со штатскими?
– Нет, я бы так не сказал. В любом музыканте важен профессионализм, ответственность и преданность тому, что он делает. Просто у военного музыканта больше должностных обязанностей: помимо игры в оркестре, он еще должен хорошо стрелять, метать гранаты, иметь хорошую физподготовку, заступать на дежурства…
– А вы вообще жесткий человек?
– Стараюсь держать себя по отношению к музыкантам демократично. Хотя считаю, что излишняя мягкость может негативно сказаться на рабочем процессе.
– И чего вы не потерпите от своих музыкантов?
– Конечно, для меня важна дисциплина, с нее всё начинается, в том числе и отношение к делу.
– Можете назвать своих любимых музыкантов, любимые музыкальные произведения?
– Наверное, выделил бы барабанщика Бадди Рича, трубача Мейнарда Фергюсона и инструментовщика Гордона Гудвина, мне близка эта музыка.
– А что вас больше всего вдохновляет?
– Когда я вижу со стороны музыкантов отдачу, у меня сразу поднимается настроение. Главная задача дирижера – разбудить музыкантов, зажечь их. И чтобы это сделать, он должен четко знать, чего хочет.
Полина СПИРИДОНОВА.