Актуальное

Ангел Победы

28 февраля 2016 | Газета «Кузбасс»

Новые факты о мировой звезде: 43 года назад певица Анна Герман подарила Кузбассу «Голубое небо»

Бесценные ноты песни о героях войны, написанной польской и советской звездой Анной Герман за десять лет до смерти от рака, как оказалось, были отданы ею в 1972-м… девушке из Кузбасса. Татьяне Мартыновской – дочке фронтовика и тогда еще начинающей певице.
Их встреча казалась случайной… Но была благословением.
Анна никогда не слышала, как поет «наша» Таня. Но в горячности подошедшей к ней на гастролях хрупкой девушки услышала родную душу.
«Кузбасс» разыскал 66-летнюю Татьяну Мартыновскую в Осинниках в канун важной даты: 14 февраля 2016-го великой Анне Герман исполнилось бы 80.
– До сих пор её подарок – песня «Голубое небо» (музыка Анны Герман, стихи Риммы Казаковой) – мой талисман, – с нежностью и гордостью говорит Татьяна. – Когда я ее пою, чувствую, что Анна не на небесах, а снова здесь, рядом…

В небе

В то самое свое удивительное лето 23-летняя Таня наконец решилась изменить жизнь. По диплому – дирижер, по статусу – жена директора школы и мама двухлетнего малыша, по мечте – женщина, которая поет… Она пела в новокузнецком кафе (бесплатно, для души) по воскресеньям, но чтобы послушать ее, народу набивалось битком. Там ее услышала и популярная певица Лариса Мондрус (хиты «Проснись и пой» и «Синий лён» – именно её, а «Миллион алых роз» она спела еще до Пугачевой).
– Мондрус была в Новокузнецке проездом, позвала меня в свой коллектив. Я загорелась. Но муж запер дома на три дня, боясь меня отпустить, и коллектив её, выступив, уехал, – уже легко, без сожаления, вспоминает Татьяна. – И композиторы «проверяли» на мне не раз свои новые песни. Я первой в стране спела «Рябиновые бусы», «Носики-курносики». Народ подхватил… И вот чем больше я пела, тем больше думала о большой сцене. И о том, как совместить сцену и семейное счастье.
В августе 1972-го Таня согласилась поступить на работу в филармонию.
– Предложение пришло из Иркутска. Я купила билет на самолет, рейс Новокузнецк – Иркутск. Удивилась: с нами полетят музыканты. Их места были разбросаны по салону. А связывала их вместе высокая, под потолок, стройная женщина. Она подходила то к одному, то к другому музыканту. А я думала: «Как на Герман похожа!» – вспоминает Татьяна.
В Иркутске ее встречу перенесли. И, гуляя, она увидела афиши. О! Приехала Анна Герман!

Концерт

– Билет на концерт в цирке купила на редкость легко. И как Анна вышла на сцену, ахнула: «В самолете была она!» – рассказывает Татьяна. – Концерт вела сама, просто, душевно. Переодевалась четыре раза. Сказала зрителям: «Одеваю себя сама». Все платья – в пол – кружевные, связаны ею. Особенно запомнилось платье серо-золотистого цвета. И каждый раз, когда переодевалась и выходила на сцену, Анна говорила: «Опять моя работа» (про очередное платье). И зал аплодировал…
Но потом Анна рассказала про пережитую в Италии автокатастрофу, и как год была прикована к больничной койке, и как впервые к ней пришла тогда «своя» музыка и она написала песню «Голубое небо». И вот премьера этой песни. Анна запела. А сердце Тани сжалось…
– Анна пела о Великой Отечественной, о всех, кто отдал жизнь за Победу… И в ее ангельском голосе была боль и сила, любовь и память, – говорит Татьяна. – «На фотографии в газете/ Нечетко изображены/ Бойцы, еще почти что дети,/ Герои мировой войны./ Они снимались перед боем/ – в обнимку, четверо у рва./ И было небо голубое,/ была зеленая трава./ Никто не знает их фамилий…» У меня в глазах стояли слезы. Люди рядом плакали… И как Анна спела – тишина. И взрыв аплодисментов. Все встали… Анна спела во второй раз. Ее слушали стоя…
Ведь в каждой семье осталась рана войны. Свекровь Татьяны была на фронте. Мама работала в госпитале. Отец – Прокопий Елисеевич Писарев – дошел до Берлина. Привез с войны такую же фотографию… А еще трофейный аккордеон, с которым после войны его звали на свадьбы. И в дни, когда Татьяне выпала встреча с Анной, отец был уж тяжело болен…

песня-анны-герман

 

Номер

– Песня сразила меня. После концерта я купила цветы, нашла гостиницу «Интурист». Спросила у администратора: «В каком номере Анна Герман?» –
«В 420-м»… Поднимаюсь, боюсь номер забыть, – вспоминает Татьяна. – Струсила, постучала несмело. Дверь распахнулась – Анна открыла, не спрашивая. Я: «Ой, извините, я не вовремя». Она – в одной сорочке-комбинации. «Вовремя, вовремя», – меня за блузку в комнату, смутившись, втянула… Я: «Очень песни ваши люблю, вот, на концерте вашем впервые была…» Она: «Ну и как?» – «Я поражена. А песню, которую вы исполнили дважды… Я очень хочу тоже петь ее. На коленях вас прошу!» Анна: «Не надо, не надо! Вы поете?» – «Немного». – «Ну-ка, спойте!»

Таня и не заметила, как они сели в кресла друг против друга, как Анна, стараясь подбодрить, смеясь, что голову мыть собралась, сказала, что песня важнее… И пока Таня перебирала в уме, что спеть, Анна предложила: «Давайте я вам эту песню еще раз спою, а вы подпевайте…»
Анна запела. Таня пела с нею – молча. И чуть не плакала, кляня свою робость…
Но Анна всё поняла:
«Ну, будет вам песня! Давайте адрес».
«Город Осинники, Мартыновская…»
«Землячка?» – спросила Анна (она же по маминой фамилии – Мартенс), открыв книгу и записав данные на странице. И расспросила Таню о семье, о польских корнях мужа, о сыне. Потом они обнялись. «Я в вас верю!» – сказала звезда Тане. И та убежала счастливая.
Через месяц ей пришло письмо из Польши с нотами, словами песни «Голубое небо». Анна Герман слово сдержала.
– А я штурмовать большую сцену отказалась, хотя не раз побеждала в конкурсах. У меня двое детей, пятеро внуков, правнук. Я пою на концертах здесь, в Кузбассе. И всегда пою «Голубое небо»! – говорит Татьяна.
…Кстати, когда Таня еще маленькой девочкой умирала от дифтерии, маме её было видение высокой стройной женщины в белом. Та успокоила, что дитя победит болезнь и в жизни много радости людям подарит. С годами в семье поняли: речь шла о предназначении – стать певицей, греть души песней…
А концерт звезды в Иркутске, как пояснил «Кузбассу» Иван Ильичев, московский биограф Анны Герман, проходил в рамках первых советских гастролей после автокатастрофы. Звезда провела тогда в СССР больше месяца, дала концерты в Ленинграде, Москве, Новосибирске, 2 — 5 августа – в Кузбассе. 6 августа вылетела в Иркутск…Звезда, считавшая, что ее забыли за пять лет отсутствия на сцене, тогда так согрелась любовью России…

Лариса Максименко.

Опубликовано в газете «Кузбасс» 11.02.2016

 

Другие статьи на эту тему

Ступени вниз, ступени – ввысь…

25 марта будет три года трагедии «Зимней вишни». Чудом спасшиеся тогда друзья-«колясочники» вспоминают, как всё было…

Два «Дугласа» – одна судьба…

Правда – 75 лет спустя: учёные нашли акт о крушении советского американского самолёта на кузбасской горе Тыдын. Это было самое нашумевшее, несмотря на секретность, невероятное и, как выяснилось, массовое ЧП.

 Милая Мила 1000 платьев носила…

Самая популярная в России кошка-модница живет — в Кузбассе!

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс