Шедевры «недвижимой» живописи
Уникальная выставка «Наскальное искусство Сибири» открылась в Кемеровской областной научной библиотеке им. В.Д. Федорова
Рисунки, высеченные древними художниками тысячи лет назад на скалах кузбасских писаниц, а также скальных плоскостях Тувы, Хакасии, Алтая, Красноярского края, будут экспонироваться у нас в течение двух месяцев. Олени, медведи, дикие лошади, туры, архары, а также шаманы, охотники, хтонические чудовища и божества, приводившие в трепет древнего человека, – десятки художественных копий и фотоколлажей наскальных изображений, выполненные на различных сибирских памятниках, предоставлены музеем-заповедником «Томская писаница» и Сибирской ассоциацией первобытного искусства.
Коллективное письмо
– Сибирь – один из самых богатых в мире регионов наскального искусства, где традиции нанесения на скалы изображений сохранялись на протяжении нескольких тысячелетий, – объясняет вице-президент Сибирской ассоциации исследователей первобытного искусства, участник многих петроглифических экспедиций Елена Миклашевич. – Наибольшее количество памятников сконцентрировано на юге региона.
По словам специалиста, это высокохудожественные образцы древнейшего искусства, яркие образы искусства эпохи бронзы, сцены раннего железного века и эпохи средневековья, а также изображения нового времени.
– Копию вот этого прекрасного хищника с чертами медведя мы сняли в Туве, в местечке Баран-Кол, – знакомит с экспозицией Елена Александровна. – Она относится к эпохе хунну (гунно-сарматские времена) и маркирует проход этих древних народов из северной Монголии дальше на запад. Изображение медведя по всем своим качествам – это шедевр мирового уровня в наскальном искусстве.
Также, по мнению исследовательницы, заслуживает особого внимания изображение шамана с горы Суханиха, расположенной неподалеку от Минусинска. Рисунок этот пока точно не датирован, но важен своими деталями: у шамана есть бубен, подвески, колотушка, над его головой изображена дуга, обозначающая его общение с высшими сферами, ниже отдельно изображены ноги, голова тоже отдельно, что отражает бытующее в шаманизме представление о том, что шаман путешествует в иных мирах своими частями тела разрозненно.
Ну, а про отлично сохранившийся до наших дней верхний фриз Томской писаницы вообще говорить не приходится. Вызывают неподдельное восхищение знаменитые бегущие лоси, лыжник, антропоморфные фигуры, медведь, сова – весь набор персонажей полотна коллективного автора, относящегося к одной исторической эпохе.
– На фризе видно руку разных авторов, то есть рисунки добавлялись с учетом тех изображений, которые были сделаны на скале предшественниками, – отмечает Елена Миклашевич. – В итоге получилось коллективное письмо, в котором каждый добавлял по строчке от себя. А если говорить точнее, то это картина, раскрывающая мифологию, представления людей конкретной исторической эпохи об окружающем мире.
Сказать точно, к какой конкретно эпохе относятся эти рисунки, ученые пока затрудняются. И чтобы это выяснить, недавно музей-заповедник инициировал раскопки культурных слоев рядом с памятниками наскального искусства.
Вечные идеи
– Мироощущение первобытного человека было, с одной стороны, достаточно простым и одновременно сложным; современному человеку это достаточно сложно понять, – говорит заведующий кафедрой археологии КемГУ доктор исторических наук, профессор Владимир Бобров. – Наскальные рисунки были частью обрядовых действий, направленных на какую-то конкретную помощь для себя, например, на удачу в охоте. По сути, это иррациональное, через которое человек надеялся, что ему будет лучше.
Также рисунки могли быть записью героического, мифического сюжета, связанного с происхождением человека, это могли быть идеи жизни и смерти, добра и зла, то есть вечные идеи, которые находят отражение и в нашей современной литературе, драматическом искусстве, изобразительном творчестве.
По мнению Владимира Васильевича, выставка в Кемерове интересна еще и с точки зрения искусствоведческой. Ведь в наскальных рисунках присутствуют разные стили – реалистический, условно-схематический и даже абстрактно-условные элементы кубизма!
Скала пришла сама
– Художественные копии, представленные сегодня на выставке, были получены нашими учеными при помощи новейших технологий, а если точнее – микалентного эстампажа, – поясняет директор музея-заповедника «Томская писаница» Валерий Каплунов. – Скалы разрушаются со временем, да и не все люди могут себе позволить приехать посмотреть непосредственно писаницу. А благодаря этим новым технологиям мы можем, по сути, воспроизвести скалу до мельчайших подробностей. Кроме того, теперь мы сможем выезжать в территории с этой экспозицией.
– Выставки подобного рода у нас бывают нечасто, – добавляет профессор Владимир Бобров. – И открылась она именно в Кемерове не случайно, не только потому, что на территории Кузбасса сегодня расположено три недвижимых памятника наскального искусства – Томская, Новоромановская, Тутальская писаницы. Но еще и потому, что в Кемерове находится самая лучшая в России коллекция наскальных изображений. Да и вообще, пожалуй, такого собрания рисунков вы не встретите нигде от Чукотки до Эквадора.
Полина СПИРИДОНОВА.